План по монгольскому завоеванию и монголо-татарскому Игу

Рекомендуемая литература

1. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001 // Информационный центр Ассоциации исследователей российского традиционализма, консерватизма и правых идеологий «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее» – https://conservatism.narod.ru/gusev/gusev.html

2. Ермашов Д.В. Наследие Н.М. Карамзина // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Философия истории» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/5957/

3. Ермашов Д.В. Политические воззрения К.П. Победоносцева // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3359/

4. Ермашов Д.В. Политические воззрения С.С. Уварова // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/3355/

5. Иванов О.А. Идеология «православие, самодержавие, народность» С.С. Уварова // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее /
Отв. ред. А.Ю. Минаков. Выпуск 1. Воронеж, 2001 https://conservatism.narod.ru/sb_cons1/sb_cons1.html

6. История России. XIX в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Часть 1. С. 77 – 79, 166 – 169; Часть 2. С. 257 – 259.

7. Камкин А.К. Сравнительный анализ культурологических концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера и их значение для современности: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 2004. С. 14 – 18 // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – https://conservatism.narod.ru/avtoref/kamkin.doc

8. Милевский О.А. Проект «идеальной монархии» Л. Тихомирова: утопия или реальность? // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – https://www.conservatism.narod.ru/milevsky/monarhia.doc

9. Минаков А.Ю. Идеология самодержавия. Воззрения русских консерваторов первой четверти XIX века // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/427/

10. Минаков А.Ю. Николай Михайлович Карамзин // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Исторические портреты» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/84/1230/

11. Минаков А.Ю. Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «Философия» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/58/77/1233/

12. Минаков А.Ю. Фотий (Спасский), архимандрит // Православно-аналитический сайт «Правая.ru» – https://www.pravaya.ru/ludi/450/2556

13. Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Жизнь и идеи К.Н. Леонтьева // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «История России». Подрубрика «Российская империя» –https://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1692/$detail_annotation/

14. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке: Метод. рекомендации по курсу «Отечественная история» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Попова Т.Г. М., 2003. С. 7 – 11 // МИЭМ. Факультет электроники. Раздел «Скачать». «Отечественная история» – https://fe.miem.edu.ru/downloads/files/oi-mysl.pdf

15. Перевезенцев С.В. Россия или Запад // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «История России». Подрубрика «Российская империя» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1476/$detail_annotation/

16. Против течения: исторические портреты русских консерваторов. Воронеж, 2005. // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее – https://conservatism.narod.ru/news/protiv.rar

17. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999 // https://www.nationalism.org/library/science/ideology/repnikov/repnikov-monograph.doc

18. Репников А.В. Краткие тезисы о консерватизме // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Философия истории» – https://www.portal-slovo.ru/rus/history/48/8251/

19. Репников А.В. Тихомиров Лев Александрович (1852 – 1923) // Православно-аналитический сайт «Правая.ru» – https://www.pravaya.ru/ludi/450/409

20. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Академический Проект, 2003. С. 253 – 255.

21. Синицына Н.В. Симфония священства и царства // Исторический вестник. 2000. № 9 – 10. https://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_11.htm

22. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России: Учебное пособие для вузов / Под ред. доктора ист. наук В.И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Глава II. Российский консерватизм: от века к веку. С. 70 – 155.


Учебное издание

Консерватизм в России XIX столетия

Составитель

РОДИОНОВА Ирина Витальевна

Редактор С.П. Клышинская

Технический редактор О.Г. Завьялова

https://www.miem.edu.ru/rio

rio@miem.edu.ru

Подписано в печать. Формат 60 х 84/16.

Бумага типографская. Печать – ризография.

Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.. Изд. №.

Заказ. Бесплатно. Тираж 100 экз.

Московский государственный институт электроники и математики

109028 Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 1 – 3/12, стр. 8.

Отдел оперативной полиграфии Московского государственного

института электроники и математики.

113054 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12 – 18/4, стр. 1.


[1] Клир (от греч. kleros – жребий) – собрание священно- и церковнослужителей (духовенство).

[2] Масóнство (франкмасонство; от франц. franc mason – вольный каменщик) – наднациональное движение, противостоящее традиционным религиям, декларирующее своими целями поиски абсолютной истины, восстановление и сохранение тайных знаний прошлых времен, духовное самосовершенствование, движение к идеалам свободы личности и духовного братства людей. В то же время действительные цели движения и средства их достижения скрываются масонами от непосвященных, да и в самих масонских организациях эта информация доводится до их членов дозированно, в зависимости от места в масонской иерархии.

[3] Деúзм (от лат. Deus – Бог) – учение, которое признаёт существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам; не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума.

[4] Атеúзм (от греч. «а» – отрицательная частица и Theos – Бог; буквально – безбожие)– отрицание существования Бога, связанное с этим отрицание религии.

[5] Космополитúзм (от греческого kosmopolites – космополит, гражданин мира), идеология так называемого мирового гражданства, обосновывала расширение сферы господства и влияния (Александр Македонский, католическая церковь в средние века). В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И.В. Гёте, И.Ф. Шиллер).

[6] Релятивúзм (от латинского relativus – относительный) – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

[7] Оптина Пустынь имела совершенно особое значение в русской духовной жизни XIX ст. Среди наиболее прославленных оптинских старцев: Леонид (1768 – 1841), Макарий (1788 – 1860), Анатолий Старший (Зерцалов) (1824 – 1894), Варсонофий (1845 – 1913), Анатолий Младший (Потапов) (1855 – 1922), Нектарий (1853 – 1928). Все они и другие оптинские старцы причислены к лику святых. Ставшие центром духовной жизни России, оптинские старцы притягивали к себе как выдающихся деятелей русской культуры, так и простых мирян. В разное время в обитель за духовным советом приезжали, а то и подолгу жили И.В. Киреевский, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов и другие.

[8] Каноническая норма симфонии священства и царства, сформулированная в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана, более детально разработанная в IX в., была известна и в русском церковном праве. Несмотря на факты нарушений, притом факты действительно вопиющие (убийство митрополита Филиппа, протестовавшего против опричных жестокостей царя Иоанна Грозного), сам принцип симфонии никогда не ставился под сомнение, сохранял полноту нормативного значения, а факты его нарушения воспринимались и оценивались как отступление, как грех, требовавший раскаяния и покаяния. Справедлива характеристика В.В. Зеньковского: «Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти церковной миссии». Реальные ситуации далеко не всегда соответствовали симфонии, но она отражала идеал, норму, предписывала способ разрешения конфликтов, а более широко – способствовала формированию общественного согласия.

[9] Экуменúческое движение (от греч. oikuméne – вселенная, обитаемый мир) – движение за объединение христианских конфессий.

[10] Имплицитный (английское implicit) – подразумеваемый, невыраженный.

[11] Антагонизм (от греч. antagõnisma – спор, борьба) – противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

[12] См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995. С. 223.

[13] Данилевский Н.Я. Горе победителям: Политические статьи. М., 1998. С. 285.

[14] Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 – 1891). М., 1996. С. 128.

[15] Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 34.

I. Образование Монгольской империи.

1. Изначальная территория.

2. Этнический состав.

3. Экономика (основная деятельность, основное богатство - пастбища).

4. Социальный строй:

- разложение родового строя → выделение богатых семей (социальная дифференциация),

- курултай →хан→ найоны→ багатуры (нукеры)→ карачу → аил (семья),

- «Яса»,

- сотенная организация войска и общества;

5. Войско монголов:

- дисциплина и сотенная организация,

- тактика: тактика полумесяца и тактика изматывания противника,

- легковооруженная конница и тяжеловооруженная конница

- оружие

II. Начало завоеваний.

1) цели и задачи монголов.

2) курултай 1206 г., избрание Темучина (1206 – 1227 гг.).

1. 1207 г. – завоевание соседних народов (буряты, эвенки, якуты, енисейские кыргызы)

2. С 1211 г. – завоевание Китая:

- 1215 г. – захват Пекина, окончательно разгромили Китай в 1279 г.

- взяли на вооружение огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия и средства передвижения,

- была создана организация управления и эксплуатации покоренных земель, использовавшаяся затем на других покоренных территориях,

- принудительное включение в монгольскую армию воинов из других покоренных народов,

- кадры грамотных и опытных китайских чиновников;

3. Завоевание Кореи (1215 – 1218 гг.),

4. Завоевание Средней Азии (1219 – 1221 гг.),

3) Итоги завоеваний.

III. Разведывательный поход на Запад (1222-1223 гг.).

1. Субедей и Джебе (≈ 30 тыс. войско) →через Ирак →Азербайджан → часть Грузии →Дербент («Кавказские ворота») →Северный Кавказ (аланы+адыги) →половцы →Крым (Судак) →половцы обратились за помощью к русским князьям.

2. Битва на р. Калке (1223 г.): участники, ход, причины поражения.

3. → разорение юга Руси → столкновение с волжскими булгарами → возвращение в МИ.

4. Итог разведывательного похода: необходимость организации общемонгольского похода на Запад.

IV. Монгольское нашествие на Русь.

1) Подготовка похода:

1. Смерть Чингизхана → 4 улуса МИ.

2. 1235 г. – решение на курултае о походе на Запад (поход до «последнего моря» (Атлантический океан). «Напоить в Западном море монгольских коней».

3. Глава – Батый, его советник – Субедей.

4. Войско Батыя, + огнеметные

камнеметные VS деревянные стены русских крепостей

стенобитные орудия

2) Первый поход.

→1236 г. – Волжская Булгария,

→ 1237 г. – разгром половцев: часть присоединилась к Батыю, часть во главе с Котяном → в Венгрию,

→ осень 1237 г. – Рязань (подробно + Евпатий Коловрат),

→1238 г. Коломна,

→ Москва (Филипп Нянька),

→ февраль 1238 г. – Владимир → монгольские войска разошлись по всей Сев.-Вост. Руси,

→ 4 марта 1238 г. – битва на р. Сити,

→ Торжок (2 недели) → на Новгород,

→ каменный Игнач-Крест (100 км. от Новгорода) → повернули назад – распутица (Новгород откупился данью),

→ через восточные смоленские и черниговские земли назад к «земле половецкой»

→ Козельск («злой город» = 7 недель обороны)

Причины поражения русских княжеств:

3) Второй поход.

→ Крым → черкесские земли → Сев. Кавказ

→ 1239 г. – мордовская земля

→ Муром + Гороховец

→ 03. 1239 – Переяславль Южный

→ 10. 1239 – Чернигов

→ 06.12.1240 – Киев:

→ 1241 г. → Владимир-Волынский

→ Галич

→ весна 1241 – Европа: Польша, Венгрия, Чехия

Причины возвращения назад:

4) Последствия нашествия:

- земли избежавшие нашествия:

V. Монгольское Иго.

1) Золотая Орда

- территория

- население (этнический состав)

- религия

2) Отношения Руси и Орды (вассальная зависимость):

- специфика отношения по сравнению с другими завоеванными странами

- сохранение автономии Руси

3) Зависимость от Орды:

- экономическая зависимость (виды дани и поборов)

- политическая зависимость (3)

4) русские княжества под ордынским Игом во второй половине XIII в.:

- 2 позиции по отношению к Орде (политика компромисса с Ордой VS открытое сопротивление),

- карательные походы на Русь (дюденева рать, нювреева рать)

5) Оценки монголо-татарского Ига:

- традиционная оценка (большинство историков)

- Ига не было – это взаимовыгодные отношения Руси и Орды (Гумилев)

- не было такого периода (Фоменко, Носовский)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: