Политическая история Киевской Руси периода феодальной раздробленности

Благодаря общепризнанному авторитету Мономаха после его смерти в 1125 году киевский стол занял его старший сын, Мстислав (1125-1132), хотя он и не был старшим среди оставшихся князей. Родился он около 1075 года и долгое время был князем в Новгороде, вел войны с чудью и оборонял Суздальскую землю от князей Олега и Ярослава Святославичей. Став великим князем, Мстислав продолжал политику своего отца: держал в строгом повиновении удельных князей и не позволял им начинать междоусобные войны. В 1128 году Мстислав завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изяславу. Полоцкие князья вынуждены были отправиться в Византию в изгнание. В 1132 году Мстислав воевал с Литвой и в том же году умер.

Мстиславу наследовал его брат Ярополк (1132-1139). При Владимире Мономахе и его старшем сыне, Мстиславе, единство Древнерусского государства было восстановлено. Однако при Ярополке Владимировиче между наследниками Мономаха снова начались раздоры. В борьбу за Киев включились и сыновья Олега Святославича. Полоцкие князья тоже использовали усобицы и снова заняли Полоцк.

После смерти Ярополка старший сын Олега Святославича, Всеволод, выгнал из Киева сына Владимира Мономаха Вячеслава и стал великим князем (1139 - 1146). Всеволоду хотел наследовать его брат Игорь. Но киевляне не любили Олеговичей и призвали к себе князем Изяслава Мстиславича (1146-1154), а Игоря убили. Заняв Киев, Изяслав нарушил право старшинства своего дяди Юрия Долгорукого - сына Владимира Мономаха. Между ними началась война, в которой принимали участие другие русские князья, а также венгры и половцы. Война шла с переменным успехом. Юрий два раза выгонял Изяслава из Киева, но в 1151 году потерпел от него поражение и занял киевский стол только в 1154 году, после смерти Изяслава. Юрий Долгорукий (1154-1157) был младшим сыном Владимира Мономаха от его второй жены. Родился около 1090 году. С детства безвыездно жил в отцовских местах - Ростове Великом, Суздале, Владимире. Мономах отдал ему этот удел с умыслом - пусть, и младший сын крепит здесь Русь и наживает свое богатство. Юрий оправдал надежды отца.

"Князь Юрий "Долгие руки",- повествует Д. И. Еремин,- год за годом, любым путем расширял свои земли... Он как бы лег на них от Мурома до Торжка, от Вологды до Москвы-реки и все подгребал, подгребал под себя соседние и ничейные земли, губя слабейших, дружа и торгуясь с теми, кто был сильнее. Тайные думы и крепкие руки князя тянулись далеко: на Киев, к Рязани, за Унжу, Сухонь, Ветлугу. Они тянулись в богатое Заволочье, и к мордве, и к булгарам за Волгу, и к мирным народам мари, и к новгородским богатствам. Недаром он прозван был Долгоруким... В ряде безвестных мест, на всякий случай, ставил он и крепил города, называя их именами своих детей. В городах тех он строил большие дома и церкви. Его называли "градостроитель". И он поставил церковь близ устья Нерли, Его старанием выросли Юрьев, Можайск, Конятин и Кострома, Переяславль и Димитров, а вслед за ними - Москва...".

Сам факт основания Москвы Юрием Долгоруким не вызывает каких-либо сомнений хотя бы потому, что в те годы, когда впервые упоминается Москва, никто, кроме князя Юрия, не мог владеть той землей. Однако об отдельных деталях этого события историки пишут по-разному. Поскольку речь идет о нашей столице, приведем наиболее интересные высказывания из трех различных источников. Сергей Михайлович Соловьев в своей "Истории России с древнейших времен" сообщает: "...в первый раз Москва упоминается в 1147 году, по случаю свидания Долгорукого со Святославом северским. Москва лежит на реке того же имени, которая течет между Волгою, Окою и Верхним Днепром. Москва-река впадает в Оку, так же как и Клязьма, с тем, однако, различием, что Клязьма впадает в Оку там, где она принадлежала финскому северо-востоку, тогда как Москва впадает именно в том месте, где Ока, обращаясь к востоку, передавала Москве обязанность служить соединением для северных и южных русских областей...Область Москвы-реки была первоначальною областью Московского княжества, и в первой деятельности московских князей мы замечаем стремление, получить в свою власть все течение реки. Верховье и устье ее находились в чужих руках, следовательно, область Московского княжества была заперта с двух концов: верховье реки находилось во власти князей можайских и смоленских, устье - во власти князей рязанских - здесь их был город Коломна. Отсюда понятно, почему первыми завоеваниями Москвы были Можайск и Коломна...".

В "Курсе русской истории" Василия Осиповича Ключевского читаем: "Любопытно, что городок этот (Москва) впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Сюда в 1147 году Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: "Приде ко мне, брате, в Москов"... Из рассказа этой же летописи видно, что Москва носила и другое, более раннее название - Куцкова. Название это она получила от местного вотчинника, боярина и, по преданию, суздальского тысяцкого Степана Куцка или Кучка, которому принадлежали окрестные села и деревни...".

Наибольшее внимание историков привлекли те предания о начале Москвы, согласно которым Москва до Юрия Долгорукого принадлежала "боярину некому, богату сущу, имянем Кучко Стефану Иванову". Что же заставило исследователей выделить из других- сказаний о начале Москвы именно эту легенду? Дело в том, что летописи, повествуя об убийстве в 1174 году сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского, утверждают, что во главе заговора бояр против Андрея стояли Яким Кучкович и Петр, зять Кучков. В другом месте летописец называет Москву Кучковом. Для русских людей в XII в. и еще два-три столетия позже Кучка был вполне реальной личностью. Если письменные источники и не упоминают самого Кучку, то им известны его дети и его зять, его поле и даже его владение - Кучково, т. е. Москва. Все эти факты, вместе взятые, устанавливают связь народных сказаний с реальной действительностью.

Последнее по времени и наиболее полное по содержанию сообщение об основании Москвы читаем в "Истории Москвы": "...легенда, бытовавшая в первой половине XVII века, могла показаться современникам более вероятной. В этой легенде, записанной в "Повести о начале Москвы", рассказывается следующее. Некогда князь Юрий Владимирович Долгорукий, возвращаясь из Киева во Владимир, остановился в местечке, где находились села, принадлежавшие боярину Кучке Ивановичу. Чванливый боярин не оказал подобающей чести князю, за что был им казнен. На дочери Кучки Юрий Долгорукий женил своего сына Андрея, а его сыновей взял к себе ко двору. На месте полюбившихся ему сел, принадлежавших Кучке, Юрий Долгорукий велел "соделати мал древян град. И прозва (его) званием Москва-град по имени реки, текущия под ним"". "Повесть", облеченная в романтическую форму, привлекла к себе внимание читателей.

Известно, что в XII в. у Москвы было второе название - Кучково, а район у современных Чистых прудов и Сретенских ворот в XV в. назывался Кучковым полем. Сам боярин Кучка - лицо, не известное древним источникам, но его зять Петр и дети (Кучковичи) действительно в 1174 году составили заговор и убили князя Андрея Боголюбского. Наконец, согласно летописи, именно князь Юрий Долгорукий построил в Москве Кремль (слово "кремль", по мнению академика М. Н. Тихомирова, означало укрепление). Легенда XVII в. имела, следовательно, в своей основе какие-то достоверные факты. Но можно ли считать, что Москва была создана на месте "красных сел" полумифического Кучки и что Юрий Долгорукий был ее создателем?

Уже на рубеже XI-XII вв. на территории будущего Кремля существовало поселение. Возможно, это был замок местного феодала, сооруженный там, где ранее селились вятичи. Поселение занимало юго-западный угол современного Кремля (до Большого Кремлевского дворца) и первоначально было обнесено невысоким валом. На валу был построен частокол, а перед внешним краем вала вырыт ров. Итак, еще до того, как о Москве упомянули известные нам письменные источники, на ее месте существовало поселение, близкое к городскому типу.

В середине XII в. энергичный и дальновидный суздальский князь Юрий Долгорукий для защиты западных границ своего княжества основал ряд городов-крепостей. В 1156 году он, по летописи, "заложи Москву на устий же Неглинны, выше реки Яузы", т. е. речь шла о сооружении новых деревянных городских укреплений.

Устремляя свои взоры больше всего к Киеву, Долгорукий одновременно выступал с притязаниями на Новгород и имел из-за этого ряд столкновений с новгородцами (1134-1135 гг.). Юрий Долгорукий был трижды женат. В частности, второй его брак относится к 1107 году. В то время в степи между Русью и Сурожским морем выросло сильное половецкое царство Дешт-и-Кипчак. Великий князь Мономах сам выбрал сыну невесту - дочь половецкого хана Аепы. Половчанка родила Юрию дочь и трех сыновей - Андрея, Ростислава и Глеба. Сама она погибла на охоте в результате нападения дикой кабанихи. В последний год своей жизни Мономах в третий раз женил Юрия, на дочери византийского императора. Суздальскому уделу во всех отношениях было выгодно породниться с императорским домом Византии. Там сидел патриарх православной церкви, там находился центр науки и культуры, а также торговли. Учитывая все это, дальновидный Мономах послал сына в Царьград за невестой. Юрий прибыл с принцессой Еленой сначала в Киев, потом в Суздаль. Он прожил со своей третьей женой более 20 лет. По сравнению с половчанкой Елена была более спокойной, но и более хитрой - мысли ее все время стремились из русских лесов в Царьград. Недаром сын Юрия Андрей, более властный по характеру, выслал мачеху Елену в Византию, как только стал великим князем.

Юрий Долгорукий занимал киевский стол всего лишь три года. Он умер в возрасте 66 лет. Не исключено, что его отравили в результате заговора бояр. После смерти Юрия Долгорукого Киев не раз переходил из рук одного князя в руки другого. Наконец в 1169 году его взял приступом и разграбил сын Долгорукого Андрей Боголюбский. С этого времени Киев уступил первенство в Русской земле Владимиру-на-Клязьме.

После 1169 года уже не приходится говорить об истории Киевской Руси как единого государства. С этого времени можно говорить об истории отдельных русских земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: