double arrow

Изменение социального и национального состава населения


Положение ясачных людей

Основную массу зависимого населения в Казанском крае составляли ясачные люди (от слова «ясак», означавшего название главной подати феодально-зависимого населения в пользу государства). Большинство из них были представителями нерусских народов, которые еще в период Казанского ханства платили ясак в пользу хана.

После завоевания положение ясачных людей изменилось не очень сильно. Они оставались на своих землях и теперь платили, ясак русскому царю, размеры которого поначалу были сохранены. Ясак взимался либо натурой (зерном, медом, мехами), либо деньгами. Ясачные люди работали на земле, которая считалась государственной (казенной). За пользование ею они и платили натуральный налог.

Обеспеченность землей ясачных людей, по данным Писцовых книг, была в целом неплохой. Однако нередко на ясачные земли посягали служилые люди, помещики, церкви и монастыри. Постепенно усиливалась феодальная эксплуатация ясачных людей, увеличивался размер податей. Кроме того, их стали все более широко привлекать к строительству городов, укреплений, оборонительных линий, заготовке леса, ямской службе, выполнению других принудительных государственных работ. Все это наряду с насильственной христианизацией нерусских народностей порождало протест ясачных людей.




Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населения в крае, формированию здесь дворянского землевладения. Собственно, прежде всего за землями и устремились сюда русские помещики. Автор «Казанской истории» с восхищением писал, что место это «пренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много».

Первым шагом стало вытеснение коренного населения с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татарские жители были изгнаны из Казани. Им вообще запрещалось проживать ближе, чем в 30 верстах от города. Татарские населенные пункты в этом радиусе были также уничтожены. Татарам не дозволялось селиться по большим дорогам и ближе, чем за 5-10 верст от берегов крупных рек. И, прежде всего вблизи Казани, вокруг других городов, по Каме и Волге земли были переданы русским служилым людям.

Во второй половине XVI в. в крае создается довольно многочисленная прослойка русских помещиков. Правда, из-за усиленного сопротивления местного населения, раздача земель проводилась на ограниченных территориях. Но уже в 70-80-е гг. русские дворяне проникают и во многие внутренние районы Среднего Поволжья. В первую очередь они получали бывшие земли хана и тех татарских феодалов, которые погибли или покинули родину. Уже через 10-15 лет общее количество русских помещиков намного превысило число татарских землевладельцев. Только в левобережных районах Волги источники упоминают тогда около 200 татарских и 700 русских землевладельцев.



Солидные земельные пожалования получили в крае церковь и монастыри. Довольно скоро они превратились в крупнейших землевладельцев. Таковыми стали Зилантов и Спасо-Преображенский монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске и некоторые другие монастыри.

Не только землевладельцы – помещики и монастыри – появились на территории бывшего Казанского ханства. Здесь сформировалась и прослойка русского трудового населения. Русские помещики и монастыри переводили сюда своих крестьян. На Волгу от непосильных тягот бежали крестьяне из центральных районов России. Это делало еще более пестрым национальный состав населения края, усиливало хозяйственные и культурно-бытовые связи между крестьянами разных национальностей. Крестьяне испытывали общий гнет феодального государства, что подготавливало почву для последующих совместных выступлений против угнетателей.







Сейчас читают про: