В годы I мировой войны

Особенности и последствия милитаризации экономики

Функционирование экономических систем ведущих стран в годы I мировой войны характеризовалось рядом особенностей, оказавших затем существенное влияние и на послевоенное развитие. Прежде всего, это относится к самому процессу милитаризации хозяйственного развития и возникновения феномена военной экономики. Ранее подготовка материальных условий для ведения военных действий (военной техники, боеприпасов, обмундирования, продовольствия) осуществлялась, главным образом, в предвоенный период, а в ходе войны эти накопленные ресурсы расходовались.

Перед I мировой войной подготовка данных ресурсов также осуществлялась, но интенсивность и продолжительность боевых действий оказались таковы, что потребовали значительно более масштабной перестройки основных отраслей народного хозяйства их перевода на «военный режим» уже в ходе самой войны. Такого рода перестройка не могла быть быстро осуществлена посредством только рыночных механизмов – изменений спроса, предложения, цен; потребовалось значительное расширение экономических функций государства, государственного вмешательства в хозяйственные процессы с целью концентрации ресурсов и структурной перестройки экономики в соответствии с задачами военного времени.

Проходила концентрация производства и капитала, росла степень монополизации при одновременном сращивании процессов монополизации с механизмами государственного регулирования военной экономики. Формы возникающего государственно–монополистического капитализма оказались многообразны. В Великобритании в 1916 г. под патронажем правительства была создана Федерация британской промышленности, в рамках которой крупнейшей монополии (Ройял–датч Шелл; банки «Большой пятёрки») получили возможность контролировать деятельность почти двадцати тысяч других фирм. Во Франции правительство резко увеличило объемы военно– промышленных заказов, стремясь возместить потери в масштабах производства, обусловленные оккупацией наиболее развитых в промышленном отношении департаментов. В России возникла система Военно–промышленных комитетов, объединявших представителей правительственной власти и крупнейших промышленников.

В Германии и без того значительные функции государства были существенно расширены посредством политики принудительного картелирования и синдицирования. Были созданы новые синдикаты в угольной, алюминиевой и цементной отраслях; этот процесс происходил также в табачной и обувной промышленностях. Резко усилились функции государства по управлению трудовыми ресурсами: в соответствии «программой Гинденбурга» и законами о «патриотической подсобной работе» вводилась всеобщая трудовая повинность, разрешалось принудительное перемещение рабочей силы, запрещались забастовки; предпринимателям фактически представлялись диктаторские полномочия в отношении работников.

В США, армия которых включилась в активные боевые действия лишь летом 1918 г., увеличение объемов военных заказов привело к быстрому обогащению военных монополий и росту степени монополизации. В 1916 г. «Юнайтед Стейтс Стил корп.» получила чистой прибыли в 12 раз больше, чем в 1914 г. Крупнейшие предприятия с годовым выпуском 1 млн. долл. и выше в 1914 г. производили 48% промышленной продукции; к 1919 г. эта доля выросла до 68%, а удельный вес занятых на этих предприятиях увеличился соответственно с 35% до 57%.

Рост капиталов в монополизированном секторе экономики и активная государственная политика по структурной перестройке народного хозяйства привели к возникновению или значительному ускорению развития новейших отраслей. Особенно заметно это проявилось во Франции, где в годы войны происходило интенсивное завершение индустриализации и быстрое развитие получили авиационная, автомобильная и химическая отрасли.

Рост государственных расходов сопровождался увеличением дефицитности бюджетов, объёмов государственного долга и темпов инфляции. Особенно разрушительные формы приобрела гиперинфляция в Германии, денежную систему которой после войны пришлось создавать заново.

В первые послевоенные годы масштабы государственного вмешательства в экономику в большинстве стран были сокращены, но принципы и механизмы государственно-монополистического регулирования получили развитие в последующие десятилетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: