double arrow

Гравюра, военные баталии, виды новой столицы, Зубов А.Ф

3

М.С. Гвоздев, А.Ф. Шестаков, Д.И. Павлуцкий, В.И. Беринг

16. Как назывался свод правил молодого дворянина, вступавшего в свет? Что входило в состав этого сборника правил?

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»; 2 части: В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания; во второй собственно правила поведения

17. Какой жанр явился новым в изобразительном искусстве в петровскую эпоху? Чему были в основном посвящены произведения данного жанра? Назовите наиболее известного мастера в этой области

18. Как принято называть жанр данного портрета. Охарактеризуйте его особенности первой половина XVII в. Назовите наиболее известного русского живописца, работавшего в этом жанре.

парсуна, первый светский жанр, переходный от иконописи к портрету. Исполнялось в старой иконописной манере; Ушаков С. Ф.

19. Что представляет собой так называемая «Преображенская серия портретов»?

конец XVII века, неизвесные художники Оружейной палаты, цикл портретов соратников императора Петра I, участников «Всепьянейшего собора Всешутейшего князь-папы», заказанный для Преображенского дворца




Задание 7. Российское общество и государство (10 баллов)

1. Система сбора налогов в Древнерусском государстве называласьполюдье (вписать название).

2. Община в Древнерусском государстве называлась (отметить):

а) вервь

б) испольщина

в) полюдье

г) людство

3. Человек, отрабатывающий долг, в Древнерусском государстве назывался закуп

4. Городской наместник, глава городского управления в Древнерусском государстве назывался:

а) тиун

б) посадник

в) рядович

г) боярин

д) закуп

5. Деньги, выплачиваемые землевладельцу крестьянами перед их переходом к другому землевладельцу, назывались пожилое (вписать название)

6. Ханская грамота, дававшая князю право занять великокняжеский престол, называлась ярлык (вписать название)

6. Помещичье землевладение стало складываться в Московском государстве после 1478 года, когда в состав государства были включены земли Великого Новгорода (вписать год и название территории)

7. Главой церкви в Российском государстве ХVII вв. был:

а) митрополит

б) царь

в) патриарх

г) епископ

8. Высший административный чин в Российском государстве XVI – XVII вв., стоявший во главе приказа, назывался:

а) конюший боярин

б) думный дьяк

в) генерал-прокурор

г) рында

9. Военнослужащие территориальных войск в Российском государстве ХVII вв., вооруженные огнестрельным оружием, назывались:

а) солдаты

б) стрельцы

в) пехотинцы

г) ополченцы

10. Военнослужащие-кавалеристы территориальных нерегулярных войск в Российской империи назывались:



а) гусары

б) казаки

в) драгуны

г) ратники

Задание 8. Анализ исторического документа. (10 баллов)

Прочитайте документ, ответьте на вопросы

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».



И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

Вопросы:

  1. Кто автор данного исторического текста?
  2. Когда был создан данный документ?
  3. В чем заключается основной смысл документа?
  4. Кому он был адресован?

«Поучение» великого князя Владимира II Всеволодовича Мономаха, обращено к его сыновьям, было написано в конце XI – начале XII вв. Считается первой проповедью, написанной светским лицом. Содержит призывы к единству русских князей.

Задание 9. Синхронная история (10 баллов)

Сопоставьте время деятельности названных политических деятелей России и мира.

  1. Великий князь Владимир I Святославич ___2_____
  2. Великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо ____1____
  3. Великий князь Дмитрий Иванович Донской __4____
  4. Великий князь Иван III Васильевич _3_____
  5. Великий князь Иван IV Васильевич __5____
  1. король Франции Филипп II Август
  2. Император Василий II Болгаробойца
  3. Король Англии Генрих VII Тюдор
  4. Король Чехии Карл I (император Карл IV) Люксембург
  5. Император Карл V (король Испании Карл I) Габсбург

Поставьте номер европейского политического деятеля рядом с именем российского политического деятеля, соответствующего ему по времени.

Сопоставьте исторические события

  1. Распад империи Карла Великого, формирование Французского и Германского королевств __4___
  2. Начало крестовых походов _3___
  3. Начало Столетней войны _5___
  4. Деятельность императора Фридриха II Штауфена __1__
  5. Восстание Уота Тайлера в Англии __2__
  1. Вторжение монголов в Русские земли
  2. Куликовская битва и захват ордынцами Москвы
  3. Любечский съезд князей
  4. Правление Аскольда в Киеве
  5. Правление Ивана Калиты в Московском княжестве

Поставьте номер политического события из истории России рядом с названием исторического события мировой истории

Задание 10. Анализ исторической карты.Проанализируйте, какие исторические события отражены на карте, дайте характеристику причин и последствий этих событий (10 баллов)

На карте – историческая обстановка 1223 г., крестиком отмечено место битвы на реке Калке, в ходе которой монголы во главе с Джэбэ и Субэдэем разгромили русское войско во главе с великим князем Киевским Мстиславом III Романовичем. Причины поражения русского войска связаны с отсутствием единства русских князей и внезапным отступлением их союзников – половцев. Отдаленным последствием битвы на Калке стало вторжение монгольских войск в русские земли в 1237 – 1240 гг.



3




Сейчас читают про: