Методические рекомендации. Развития советского общества (окт.1917 - 1991 гг.)

Развития советского общества (окт.1917 - 1991 гг.)

Тема 2. Формирование, этапы и основные тенденции

Методические рекомендации

Первый вопрос. В первой части вопроса обратите внимание на социально-экономическое и политическое положение страны в начале XX в, раскройте причины, цели и характер революции. Затем следует выделить этапы революции, охарактеризовать расстановкудвижущих сил революции, действия правительства и оппозиционных сил, дать анализ и оценку наиболее значимых событий. В заключение раскройте причины поражения революции, ее результаты, оценку в исторической литературе.

Изучение второй части вопросаначните с истории возникновения партий консервативного, либерального и революционного направлений. Особое внимание обратите на анализ программ партий, выделите их конечные цели, главные требования в политической области, аграрном, рабочем, национальном вопросах, а также тактику (формы и методы деятельности). В заключение необходимо сказать об особенностях многопартийной системы в России.

Второй вопрос. Раскройте формирование военно-политических блоков, причины войны, цели воюющих сторон, характер, этапы войны. Обратите внимание на итоги и последствия войны, в том числе для России (Брестский мир).

Выделите особенности внутреннего развития России: кризис в экономике,политике, социальной, духовной сферах. Укажите причины Февральской революции, характер, движущие силы. Составьте хронологию (можно таблицу) событий революции, подведите ее итоги.

Третий вопрос. Раскройте деятельность Временного правительства, основных политических сил, изменения в программах и тактиках либеральных партий, эсеров, меньшевиков, большевиков. Выявите причины назревания общенационального кризиса в сентябре - октябре 1917 года, его проявления. Раскройте события 25-26 октября 1917 года. Укажите итоги и значение Октябрьской революции в России.


1. Форсированное строительство социализма СССР (1928-1941 гг.)

2. Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии (1941-1945 гг.): причины, основные этапы и итоги.

3.Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 1950 –середине 1980-х гг. Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев.

4. Политика «перестройки». 1985-1991гг. М.С. Горбачев

Первый вопрос целесообразно разделить на две части. В первой части вопросаназовите причины и цели перехода к форсированному развитию экономики. Раскройте задачи первых пятилеток, главные направления развития экономики, сущность индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, социально-культурных преобразований. Покажите формирование командно-административной экономической системы. Назовите основные стройки первых пятилеток, раскройте причины перехода к сплошной коллективизации, цели, методы проведения, последствия. Подведите итоги и значение первых пятилеток. Во второй части раскройте особенности политического режима в СССР в 1930-е годы, назовите причины формирования тоталитарной политической системы. Дайте характеристику органов государственной власти, коммунистической партии. Раскройте сущность «сталинизма», культа личности И.Сталина, Выявите причины массовых политических репрессий, систему аппарата политических репрессий: ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ. Проанализируйте особенности и главные черты советского общественно-политического строя, дайте оценку.

Второй вопрос следует начать с анализа причин Великой Отечественной войны, Обратите внимание на начало II мировой войны, изменения, произошедшие в мире в 1930-е годы, новую расстановку сил на международной арене, раскол мира на враждующие группировки: Германия, Италия, Япония и Англия, Франция, США. Политика СССР в предвоенные годы.

Дайте характеристику основных этапов Великой Отечественной войны. В каждом этапе выделите наиболее важные военно-политические события. Следует изучить внутреннюю политику СССР в годы войны, меры по мобилизации сил на борьбу с врагом, на перестройку управления страной. В заключение остановиться на итогах II Мировой войны и Великой Отечественной войны, причинах и значении победы СССР в Великой Отечественной войне.

Третий вопрос. Необходимо проанализировать политическое развитие СССР в 1950 – 1960-е гг.: борьба за власть после смерти И.В.Сталина, критика «культа личности Сталина» и решения XX съезда КПСС. Далее следует изучить реформы в экономической и социальной сферах: остановиться на изменениях в аграрной политике, реформе управления промышленностью, начале научно-технической революции и освоении космоса. Раскройте особенности экономической и политической системы в 1960- 1980-е гг., проанализируйте Конституцию 1977 г. Следует подчеркнуть, что развитие советского общества носило противоречивый характер.

Четвертый вопрос. Следует проанализировать причины, цели, содержание и последствия политики «перестройки». Раскройте противоречия в осуществлении социально-экономических и политических преобразований. Необходимо отметить обострение межнациональных и региональных проблем, формирование общественно-политических движений и партий, итоги событий 19-21 августа 1991г., распад СССР. Обратите внимание на важные геополитические изменения в мире в период «перестройки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: