ИсторияИстория

Заключение

Рассмотрев основные направления в развитии древнерусской культуры, можно сделать некоторые выводы.

Древнерусская культура IX – XIII в.в. стала складываться одновременно с образованием государства восточных славян. На ее формирование мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян, принятие христианства, культурные контакты с другими странами. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, романское – Киевская Русь создала свою самобытную национальную культуру. Быстро росло количество интереснейших архитектурных памятников, появились местные художественные входы, были созданы замечательные произведения живописи, росли города, в которых развивалось декоративно-прикладное искусство.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом Евангелии" (1056-1057), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.

В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

В целом в данный период на Руси была создана настолько мощная культура, что никакие беды и разрушения не могли свернуть ее с определившегося пути. Она была и осталась европейской по типу своего развития. Все попытки представить русскую культуру средневековья как восточную, азиатскую или "евразийскую" оказались бесплодными. Конечно, общение с восточными народами не прошло бесследно для русской культуры, но основной характер и направленность ее являлись европейскими.

Величественные архитектурные сооружения Древней Руси, прекрасные памятники литературы, произведения живописи, уникальные изделия декоративно-прикладного искусства – достойный вклад в мировую культуру. Древнерусская культура заложила основы для последующего развития культуры России.

[править] Забастовка текстильщиц

Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Эти женщины в то время работали до 16 часов в сутки, а труд их был очень низкооплачиваемым. Однако Франсуаза Пик в нескольких статьях (в соавторстве с другими) показала, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии, что было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы холодной войны[1][2][3]

[править] Начало XX века

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с коммунисткой Кларой Цеткин.

Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год

В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 г. в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России — 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, в Германии — 12 марта. В 1914 году единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год число 8 марта выпало на воскресенье.

До 1917 года полное или частичное право голоса получили женщины Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии.

[править] Февраль 1917

23 февраля (8 марта) 1917 года во время начала беспорядков, переросших впоследствии в Февральскую революцию, работницы-текстильщицы Выборгского района Петрограда одними из первых объявили забастовку. Также по Невскому проспекту к Городской думе прошла организованная социалистами процессия с требованиями женского равноправия и хлеба[4].

23 февраля (8 марта) 1917 года является датой начала Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петро совета[5].

8 марта 1917 г. исполком Петро совета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав. В Царское Село прибывает новый командующий Петроградским округом генерал Корнилов Л. Г., объявивший императрице постановление Совета министров об аресте царской семьи, и расставивший караулы, в том числе для защиты царя от взбунтовавшегося Царскосельского гарнизона[6]. 8 марта царь в Могилеве прощался с армией и издал прощальный приказ войскам, в котором завещал «сражаться до победы» и «повиноваться Временному правительству».

[править] СССР

Открытка

Международный Женский День был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет.

Впервые «день 8 марта» в России праздновался в 1913 году в Санкт-Петербурге, как популярное мероприятие западного общества.

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года, как одному из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия[7].

С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года[8], Международный женский день стал праздником и нерабочим днём. Постепенно в СССР праздник полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин против дискриминации (согласно некоторым точкам зрения, кардинальное изменение смысла праздника в общественном сознании могло быть в большей или меньшей степени результатом преднамеренной деятельности политического руководства страны[9]), став «днём всех женщин» и приобрёл современные черты.

[править] В современном мире

  Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.  

Этот день объявлен национальным выходным в некоторых бывших республиках СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (как «праздник конголезских женщин»), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Наряду с 8 марта, в Армении 7 апреля отмечают национальный День материнства и красоты[10].

[править] Международный женский день и ООН

С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142[11]) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Это решение было принято в связи как с Международным годом женщин, так и Международным десятилетием женщин (1976—1985 годы).

Посвященные Дню борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций мероприятия приурочиваются ООН к 8 марта.

Страны, в которых официально отмечается праздник 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия(официально обыкновенный для всех рабочий день), Замбия, Камбоджа, Кыргызстан, Кирибати, Китай (официально обыкновенный для всех рабочий день), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин[ источник не указан 305 дней ]), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея.

[править] В современной России

Празднование 8 марта в России включает устоявшийся «ритуал» дарения женщинам цветов и подарков.

Ряд российских авторов и организаций (в частности, журналист Наталья Радулова) критикуют сложившиеся на территории бывшего СССР восприятие Международного женского дня и характер его празднования. По их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы[9][12].

Некоторые современные историки, проанализировав публикации Советского периода на тему Международного женского дня, говорят о том, что праздник был посвящен в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях[13].

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта, обычно совпадающего с днями Великого поста, «неуместным». По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин[14]:

«Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

По мнению церковного деятеля диакона Андрея Кураева, «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось». А в Германии равноправие мужчин и женщин закреплено в Основном законе, запрет на дискриминацию по признаку пола на работе или в оплате труда установлен законом, издано также множество правовых норм, обеспечивающих права женщин. Наряду с этим в Германии действует широкая сеть государственных и негосударственных учреждений, добивающихся равноправия полов. Благодаря «Gender Mainstreaming» политика в отношении женщин интегрирована в качестве сквозной задачи во все ведомства и органы управления. Тем самым государство берет на себя активную роль в создании равных жизненных условий для мужчин и женщин. Эти меры дают плоды: согласно GEM-индексу ООН по такому показателю, как участие женщин в экономике и политике Германия занимает 9-е место в мире. Исторический фон

Традиционная одежда арабских женщин IV—VI вв.

Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего[1] [2] . Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности[3] [4] .

Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери, ислам улучшил положение женщин, дал им права[5] . Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом было устранено только в 1965 году[6] . Фильдман, профессор права в Гарвардском университете, отмечает[7] :

  Когда англичанине применяли свое право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один - лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов.  

Оксфордский словарь указывает на общее улучшение положения женщин после появления ислама, отмечая признание полноценности личности женщины.

По исламу брак рассматривается как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, до распространения ислама, давалось только родственникам мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что, «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означал огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством»[8] .

Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила положение вещей; были представлены основные гарантии.

Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: