Лекция №3. Программа новой экономической политики (НЭПа) была представлена на Х съезде ВКП(б) в марте 1921 года

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Экономика СССР в годы НЭПа.

Программа новой экономической политики (НЭПа) была представлена на Х съезде ВКП(б) в марте 1921 года. По своей экономической сути НЭП являлся политикой государственного капитализма, т.е. использованием частного капитализма под контролем государства. Продразверстка была заменена продналогом, а затем- денежным налогом. НЭП стал поощрять возвращение богатого хозяина –«кулака» – к ключевым позициям в деревне, бедный же крестьянин продолжал потреблять все, что производил. После голода 1921-1922 гг. сельское хозяйство быстро ожило. Началось восстановление и других отраслей экономики. Натуральный товарообмен уступил место купле-продаже. В промышленной политике проводились следующие изменения:

- руководство промышленностью осуществлялось на трех уровнях (союзном, республиканском и местном). Союзное управление представил ВСНХ СССР, республиканское – ВСНХ республик, областное и раайонное – совнархозы. Каждый уровень наделялся значительной степень автономности. На более низком уровне допускалось частное владение предприятиями. Предприятия с численностью менее 20 человек не подлежали националитзации. Более крупные предприятия мсожно было сдавать в аренду частным лицам;

- отменено прямое управление промышленностью через главки. В различных отраслях стали появляться тресты, которые не финансировались из госбюджета. Прибыль после некоторых отчислений использовалась предприятиями самостоятельно.

Денежную реформу 1922-1924 гг. связывают с именем наркома финансов Г.Я. Сокольникова. На первом этапе денежной реформы были проведены две деноминации денежных знаков. В 1922 г. выпускаюся «совзнаки», обращавшиеся в течение года. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. старых. Совзнаки образца 1923 г. приравнивались к 1 млн. старых и к 100 руб. образца 1922 г.

Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. появляется червонец, обмениваемый на золото. Червонец сордержал золота на уровне 10 руб. 1913 г. Устойчивость червонца обеспечивалась Госбанком на 25% драгметаллами, а на 75% - высоко ликвидными товарами, векселями и другими обязательствами.

Гипотеза – научное предположение для объяснения, каких либо фактов, явлений, процессов, которое надо подтвердить либо опровергнуть. Любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотезы способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный метод сбора информации.

Типичная ошибка – надо выдвигать гипотезы которые можно подтвердить или опровергнуть в ходе опроса.

Пример гипотезы: 1. Чем выше творческие возможности работы, тем выше объективные и субъективные показатели отношения к труду. 2. Чем выше уровень доходности человека, тем сильнее выражен уровень его экологических потребностей. Экологическую угрозу острее всего осознают люди с высшим образованием, высоким социальным статусом.

Принципиальный (стратегически) план исследования.

· Обоснование типа проводимого исследования (разведывательное, описательное, аналитическое)

· Разработка требований к составу исследовательского коллектива, обоснование номенклатуры необходимого технического обеспечения

· Определение объема необходимого финансирования

· Разработка плана – графика проведения исследования.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Основная идея выборки заключается в отборе для опроса таких единиц наблюдения, которые сохранят свойства объекта исследования и отразят состояние изучаемой проблемы.

Генеральная совокупность – совокупность единиц объекта исследования, относительно которого делают выводы.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранной определенным образом для изучения.

Основное правило составления выборкикаждый элемент генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку.

Структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основания которых составляется выборочная совокупность.

Виды выборки

Случайная – это выборка, для которой каждый элемент нгенеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным.

Вероятностные методы включают:

* Простой случай отбора

* Систематический отбор

* Кластерный отбор (гнездовая выборка)

* Стратифицированный отбор (районированная)

Простой случайный отбор.

Реализовать случайную выборку можно двумя приемами:

~ Лотерейный метод

~ С помощью таблицы случайных чисел.

С помощью случайной выборки строиться подавляющее большинство телефонных опросов и опросов на основе избирательных списков. Для построения такой выборки необходимо иметь полный список всех элементов генеральной совокупности.

Систематический отбор – процедура отбора каждого н-ного элемента из списка генеральной совокупности.

Стратифицированная выборка – разделение генеральной совокупности на более или менее однородные чести, а затем отбор единиц внутри этих частей. Отбор производится с участием удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности.

Районированная – деление происходит по экономико-географическим районам. Стратифицированная – деление происходит по стратам (социальным группам).

Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или «гнезда» более мелких единиц. В качестве гнезда выступают пункты, районы, дома, подъезды, предприятия, цехи или бригады.

Требования:

w Минимальные различия между гнездами.

w Максимальная неоднородность составляющих их единиц

w Большое число малых гнезд предпочтительнее более числа крупных.

Неслучайная выборка – единицы исследования выбираются направленно

Разновидности:

o Квотная

o Метод снижение кома

o Метод стихийного отбора.

Метод снежного кома – отбор последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных.

Метод стихийного отбора – социолог, приблизительно зная, кого ему надо опросить, опрашивает всех, кого удастся или кто похож на представителей генеральной совокупности.

Квотная выборка – микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографицеских характеристиках генеральной совокупности.

Многоступенчатая – процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется. Многоступенчатая выборка не используется как правило в локальных исследованиях, а применяется в более широких (региональных, общенациональных, международных).

Объем выборки – общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность.

Зависит от:

§ Степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки)

§ Числа признаков

§ Требуемой степени точности результата.

Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки.

Расчеты репрезентативности выборки с допущением 5% ошибки

Объем генеральной совокупности                
Объем выборочной совокупности                

Раздел о выборке содержит ответы на следующие вопросы:

v Каков эмпирический объект исследования, что представляет собой генеральная совокупность

v Является ли исследование сплошным или выборочным

v Сколько ступеней отбора применяется в выборке

v Какова стратегия отбора применяется на каждой ступени (случайная, квотная)

v Какая конкретная разновидность случайного отбора применяется

v Какие параметры используются при квотной выборке

v Что является основой выборки (список, картотека, карта)

v Какова единица наблюдения на последней ступени отбора.

Опрос

Достоинства опроса:

ü Организованная четкость и простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации)

ü Относительная дешевизна

ü Конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений

ü Уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методом)

ü Эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Недостатки опроса связанные с факторами, негативно влияющие на качество получаемых сведений:

Ø Влияние респондента (уровень его образованности, культуры, свойств памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос)

Ø Влияние самого исследователя (качество разработки опросчика, профессионализм анкетера или интервьюера)

Ø Влияние внешних факторов (посторенние лица, неудачное время и место опроса плохая организация самой процедуры)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: