double arrow

Модернизация России в конце XIX - начале XX вв.: экономика и общество


Контрреформы Александра III: причины и характер.

В середине 80-х гг. окончательно утвердился новый курс, отличавшийся усилением административных начал, постоянной конфронтацией с земствами, нарушением законов. Эта политика была оформлена в ряде законодательных актов, получивших в историографии название "контрреформ". Контрреформы в печати и просвещении. Первыми жертвами стали печать и просвещение. В 1882 г. была восстановлена предварительная цензура, установлен строгий административный надзор за газетами и журналами. В 1883-1884 гг. закрыты все радикальные и многие либеральные издания - журналы "Отечественные записки" и "Дело", газеты "Голос" и "Земство". Введением нового университетского устава 1884 г. ликвидирована автономия университетов, усилен дисциплинарный надзор за преподавательским составом и студентами. В пять, раз увеличилась плата за обучение. Указом 1887 г. "О кухаркиных детях" запрещался прием в гимназии детей низших сословий. Контрреформы управления. В области управления венцом реакционной политики стало учреждение в 1889 г. должности земских начальников. Эти чиновники назначались правительством обязательно из дворян, обладали большой административной и судебной властью и контролировали деятельность крестьянского самоуправления, а также других непривилегированных сословий - мещан, ремесленников, местной интеллигенции. Вслед за этим были проведены земская и городская контрреформы. Обеспокоенное либерально-оппозиционным земским движением на рубеже 70-80 гг., самодержавие урезало избирательное право с тем, чтобы обеспечить максимальный перевес дворян в органах земского и городского самоуправления. Полномочия земств были еще более ограничены, контроль администрации над ними - усилен. В национальной политике проявлялась насильственная русификация, религиозный гнет, антисемитизм. Историческое значение контрреформ состояло в том, что самодержавие попыталось укрепить свою социальную базу - класс помещиков, позиции которого оказались, подорваны объективными условиями развития капитализма в стране. Однако контрреформы так и не смогли ликвидировать и исправить "роковые ошибки" 60-х гг. (буржуазные реформы периода правления АлександраII).
В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 15% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала. Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: "Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу", имея в виду революцию. В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне понимал необходимость перемен. Александр II осознававший необходимость в отмене крепостного права поступил неординарно и создал вневедомственный орган - Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных комитетов. Итоги работы этих комиссий отразились в манифесте царя 1861 года, объявившем отмену крепостного права в России. Манифест стал толчком для дальнейшего развития государства, он был компромиссом между крестьянами, помещиками и властью.





Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: