double arrow

Великий шелковый путь в истории Казахстана


Направления и трассы Великого Шелкового пути.

Древняя культура на территории К-на (к-ра саков, усуней, кангюй).

В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета , пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца.




Казахстанский участок Шелкового пути если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Саррьям), Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через город Шараб и Будухкет. Из Тараза на восток путь шел к Кулану. В 10-12 вв. одно от ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Каз-н и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Цетрального и Восточного Каз-на в степь Дешт-и Кыпчак, позднее известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.







Сейчас читают про: