Россия при Борисе Годунове

Культура России в XV - XVI вв

Летописание, устное творчество и литература. В XV в. получил дальнейшее развитие жанр народных поэтических и исторических песен, в которых воспевались героические подвиги русских людей. Литература этого периода отразила высокий подъем народного самосознания. В “Сказании о Мамаевом побоище” подчеркнут героизм Дмитрия Донского и его воинов. С 1553 г. началось книгопечатание в Москве. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали “Апостол” — первую русскую печатную книгу. В 1563 г. в Москве была открыта государственная типография.

Живопись. В первой половине XV в. наивысшего расцвета достигает церковная живопись. Центральной темой русских иконописцев становится человек, его внутренний духовный мир. Творчество Андрея Рублева (1360—1430) — высшая точка в развитии древнерусского искусства. Созданные Рублевым иконы “Троица”, “Спас”, “Вознесение” принадлежат к выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства. Андрей Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, создал росписи Андроникова монастыря и др.

Архитектура. Для развития русской архитектуры большое значение имело завершение строительства соборного ансамбля Московского Кремля при Иване III и Василии III. В 1479 г. итальянский мастер Аристотель Фьораванти (Фиораванти) построил Успенский собор. В 1484—1491 гг. итальянские мастера Фрязин и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. Венцом русской архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровской собор — храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555—1561), построенный зодчими Бармой и Постником.

После смерти Ивана IV на престол вступил его сын Федор (1584—1598), который из-за болезни был неспособен управлять страной. Фактически правителем государства стал брат жены царя Б. Годунов. Во внешней политике Годунову удалось заключить 15-летнее перемирие с Польшей, выгодный мир со Швецией, обеспечивший России выход к Балтийскому морю. В это время страна восстанавливалась и отдыхала от ужасов опричнины.

Созванный в феврале 1598 г. Земский собор, высший при сословно-представительной монархии институт власти, избрал Годунова на царство.

Земский Собор

Царствовал он “умно и осторожно”: провел амнистию, отменил недоимки по государственным налогам, заменил прямые налоги косвенными, пытался бороться со взяточничеством, пьянством, разбоем, раздавал льготы служилым и посадским людям. При Годунове началось сближение России с Западом. Иноземцев приглашали на службу, освобождали от налогов, предоставляли право беспошлинной торговли. Против Годунова выступало высшее боярство. Крестьянство было недовольно дальнейшим процессом закрепощения. Церковь настороженно относилась к контактам с “латинскими еретиками”. Социальная ситуация в стране резко обострилась в связи с сильнейшим голодом 1601—1603 гг. Многие районы оказались охвачены волнениями. В этой обстановке появился самозванец, выдававший себя за “чудом спасшегося царевича Дмитрия”. По мнению большинства историков, Лжедмитрием был беглый монах Григорий Отрепьев. Он появился в Польше, где получил поддержку некоторых польских феодалов и католической церкви. Осенью 1604 г. небольшое войско самозванца перешло границу России. Оно, поддержанное казаками, низшими слоями населения, частью служилых людей, быстро разрасталось и, одерживая победы над царскими отрядами, продвигалось к Москве. Положение осложнилось внезапной смертью Годунова в апреле 1605 г.

Контрольные вопросы:

1. Иван Грозный (1533-1584 гг.).

2. Культура России в XV-XVI в.

3. Россия при Борисе Годунове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: