Духовно-культурная жизнь советского общества в конце 1920-х-1930-е гг

В 30-е гг. в культурной жизни страны произошли серьезные изменения. В практику жизни стало входить так называемое спецеедство, которое приводило к тому, что каждый специалист особенно с дореволюционным прошлым рассматривался как враг. Советское государство поощряло борьбу внутри слоя интеллигенции, поддерживая молодые кадры, воспитанные уже в советское время.

Так оно взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей, противопоставляя их остальной массе писателей. Были распущены различные литературные объединения, свободно существовавшие в 20-е гг., и преследовались писатели, чьи произведения публиковались за границей. Деятели Ассоциации художников революционной России вели критику творчества художников-авангардистов, которых лишили возможности свободно работать. На места, освобождаемые старыми специалистами в вузах и научных учреждениях, выдвигали молодых выпускников советских вузов и техников.

Творчество деятелей культуры и науки стало оцениваться с точки зрения принципов «социалистического реализма» и «партийности». Тех из них, чье творчество отвечало данным принципам, советское руководство объединяло в творческие союзы и общества, награждало орденами и медалями, Сталинскими премиями, пайками и высокими зарплатами. В августе 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. После него стали массовыми тиражами издаваться произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.С. Фадеева, А.С. Макаренко, М.В. Исаковского, Б.Л. Горбатова, Д. Бедного, А.Е. Корнейчука, Н.Ф. Погодина и др. На страницах официальной печати широко пропагандировались имена Т. Лысенко, И. Мичурина, И. Павлова, К. Циолковского, Г. Александрова, Л. Орловой, Н. Черкасова и многих других. Заслуги некоторых из них перед отечественной наукой и культурой несомненны, но некоторые из них, такие как Т. Лысенко, являлись лжеучеными.

Деятели культуры и науки, чье творчество не соответствовало указанным принципам, были подвергнуты необоснованной критике и многие из них были репрессированы. Произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Цветаевой на долгое время исчезли из поля зрения советских людей. Общая судьба связывает художника-авангардиста П. Филонова, генетика Н. Вавилова, историка Н. Ванага, ученого-аграрника А. Чаянова, философа П. Флоренского, режиссера В. Мейерхольда. Все они стали жертвами сталинских репрессий. Закрывались театры, научные учреждения, запрещались научные школы и направления.

Вырабатывался советский стиль архитектуры. Под руководством Л.М. Кагановича была проведена «реконструкция» Москвы. На месте старой купеческой Москвы выросли современные высотные здания, были возведены дворцы, построен метрополитен. Однако все это делалось за счет уничтожения пямятников старины. В частности были снесены Сухарева башня, Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, многие особняки и дворцы. Большой резонанс в обществе вызвала ликвидация храма Христа Спасителя, возведенного на средства русских людей в ознаменование победы над Наполеоном. Обсуждался вопрос о сносе храма Василия Блаженного, под надуманным предлогом, что он мешал проведению демонстраций трудящихся на Красной площади.

Большие средства выделяло правительство на народное образование. В 30-е годы правительство начало вводить всеобщее начальное, а затем и семилетнее образование. Быстро развивалась сеть вузов и техникумов, для широкого охвата высшим и средним специальным образованием трудящихся масс внедрялись вечерняя и заочная формы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: