Культурологическая концепция О. Шпенглера

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА

Концепция культуры Фридриха Ницше.

Концепция культуры Фридриха Ницше. Центральное понятие философии Ницше — «жизнь». Только жизнь есть единственная подлинная реальность. Все прочие явления, предметы, феномены человеческой деятельности интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью — сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он — природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и рождаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости. Разоблачая несостоятельность этих мифов и иллюзий, придуманных для слабых, больных, никчемных людей, Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека Для сверхчеловека нравственность представляется упадком, запретом на естественные поступки и желания, мораль — вмешательством разума, ограничивающего стихийные инстинкты, и из-за всего этого человек превращается в больное существо, отрицающее самого себя.

Культура для Ницше — это специфический способ адаптации человека, который, будучи больным существом, не способен, самостоятельно выжить в потоке существования. Поэтому человек и изобретает различные приспособления, защищающие его от потока жизни. Таким образом, культура для Ницше — это своеобразная стена, отгораживающая человека от подлинной реальности — жизни, или, как поэтически выразился философ, — «тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом жизни»1.

1 Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 1. С. 767.

но, если внимательно оглянуться на три последних века европейской истории, В недалеком будущем европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того, как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится,

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Культура и культурология; Словарь / Составитель А.И. Кравченко. М., 2003.

3. Культурология XX век. Антология. М., 1995.

4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина М., 1996.

5. Культурология. Ростов н/Д, 1995.

6. Леонтьев КН. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

7. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Развитие культурологии в XX в. тесно связано с философией. Основная проблематика культурологии формировалась как часть философского знания или же под сильным его воздействием. Вместе с тем методы и результаты культурологических исследований воспринимались философией и использовались в решении чисто философских вопросов. Такое взаимодействие и взаимовлияние часто обнаруживается в творчестве многих представителей культурологической науки. Из всего многообразия культурологических теорий, школ и направлений XX в. наиболее очевидно взаимосвязь культурологии с философией обнаруживается в философии жизни, ведущим представителем которой был немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880—1936).

Его знаменитая книга «Закат Европы» появилась в 1918 г. В ней автор поставил себе целью исследовать судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину развития и разработать типологию мировой культуры. Шпенглер начинает с анализа традиционной схемы всемирной истории как эволюционного процесса восхождения от первобытного состояния через ряд промежуточных этапов (древний мир, Средние века, Новое время) к современности. Как и Данилевский, Шпенглер также выступает против этого традиционного схематизма, вызванного европоцентристскими амбициями ученых — авторов этой схемы. Такая позиция неприемлема с точки зрения философии жизни, которая единственной реальностью признает жизнь, а культуры многочисленных народов — ее проявлениями и выражениями. В истории происходит смена развивающихся и подобных по структуре организмов с индивидуальным обликом и ограниченным сроком жизни, которые и называются культурами. Они подобны растениям, которые приживаются на опреде-

щее меньшинство пытается узурпировать не принадлежащее ему наследство. За этим следует нравственное отчуждение большинства населения как внутри страны, так и в окружающих примитивных обществах — возникает пролетариат.

Как правило, в этот период меньшинство рождает универсальное (вселенское) государство, подобное Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством для сохранения себя и своей цивилизации. Творческое меньшинство становится рабом косных установок и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели.

В этот момент внутренний пролетариат отделяется от меньшинства и часто создает универсальную (вселенскую) церковь. Когда универсальное государство господствующего меньшинства будет разрушено, эта церковь станет мостом и основанием для новой цивилизации. Именно такую роль сыграли буддизм и христианство.

Падение цивилизации обычно связано с тем, что внешний пролетариат организуется и начинает нападать на разрушающуюся цивилизацию. Это приводит к распрям и войнам Падение цивилизации связано также с расколом в душах людей — в этот период возникает несколько основных типов личностей:

· • архаисты и футуристы — для них характерно стремление уйти от настоящего, от современных ценностей в прошлое или будущее, часто насильственно;

· • отшельники и аскеты — выбирают пассивный путь ухода от мира;

· • гедонисты — стремятся наслаждаться моментом;

· • мученики — пытаются ценой своей жизни посеять семена нового. В итоге Тойнби констатирует, что единственный плодотворный путь

в этих обстоятельствах — преображение, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божье. Это не остановит разложения цивилизации, но станет шагом вперед к созданию новой, дочерней цивилизации, а также в процессе возвышения человека к сверхчеловеку, от града земного к граду Божьему. Такова для Тойнби цель истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: