В 1990 г. начинается новый этап перестройки, означавший ее крах как эволюционного реформирования и свидетельствовавший о ее перерождении в либеральный радикализм. Это принципиальным образом меняло характер преобразовательных процессов и выдвигало на первый план иных лидеров, делавших ставку на радикальные меры, слом существовавшего строя и союзной государственности. Позиции радикалов укрепляло общественное мнение, мощный пролиберальный сдвиг в настроениях граждан страны. Заложником этих настроений, во многом популистских, становился Горбачев. Путем постоянных уступок он дрейфовал в сторону Радикал-либерализма, беря на вооружение лозунги политиков-либералов, именуемых в то время демократами. Однако это сближение противоречило многим исходным позициям Горбачева-реформатора. Став пособником
российских либерал-радикалов, он перестал быть реформатором. В этом думается, главная трагедия Горбачева как крупного политика, трагедия инициатора перестроечного реформационного процесса. Можно предположить, что пособником либерал-радикализма Горбачев стал во многом вынужденно, — из-за ослабления своего авторитета в обществе и усиления кризиса центральной власти. Хотя сам он был повинен в ослаблении союзных институтов власти. Как известно, в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР Горбачева избрали Президентом СССР. Но принятие института президентства без всеобщих выборов не усилило, а ослабило его позиции. Не будучи избран всенародно, он не мог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен расшатанной и дискредитировавшей себя партийно-государствленной вертикали. Сделавшись слабым президентом, Горбачев ограничил свои реальные возможности как по защите Конституции союзного государства, по пресечению сепаратистских тенденций, так и по осуществлению плана рыночных реформ, подготовленного группой ученых во главе с академиком Л. Абалкиным и одобренного в октябре 1990 г. Верховным Советом СССР в виде программы «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике».
|
|
Горбачев не прислушивался к тем политикам и общественным деятелям, которые призывали его в 1990 г. и даже в первой половине 1991 г. все же решиться на всеобщие президентские выборы; тогда, судя по опросам общественного мнения, он имел большие шансы победить. Одним из таких общественных деятелей был выдающийся российский гуманист, ученый А.Д. Сахаров. Он прямо говорил Горбачеву: «Вы пришли к этой вершине (президентству. — Авт.) без выборов... вы можете стать объектом давления, шантажа со стороны тех, в чьих руках информация... Если вы не выбраны народом — никто вас не сможет оградить».
|
|
Не будучи всенародно избранным Президентом СССР, Горбачев не смог остановить нарастание в 1991 г. политической и экономической нестабильности в обществе, вызванной усилением сепаратистских тенденций со стороны республик, прежде всего со стороны России. Как справедливо заметил экономист, профессор Н.П. Шмелев, российское руководство еще в начале 1991 г. отказалось платить долги в общесоюзный бюджет. А это делало невозможным осуществление не только какого-либо плана | рыночных реформ, но и вообще осуществление самостоятельной экономической политики центрального правительства. Ситуацию еще более дестабилизировала «война законов», развернутая республиками против союзного центра. Такое положение могло создаться лишь при слабом Президенте СССР, не избранным народом, не получившим мандата доверия на решительные меры по осуществлению рыночного реформирования и пресечению сепаратизма.
Политика компромиссов, переходящая порой в капитулянство, была характерна для Горбачева в 1991 г. Конечно, компромисс лучше противостояния и насилия. Но для политического лидера, облеченного ответственностью за судьбу страны, неприемлем компромисс, выходящий за рамки закона, за рамки Конституции и становящийся капитуляцией. Именно в политике беспринципных компромиссов, в тактике уступок, приводящих к утрате центром реальной конституционной власти, в тактике бездействия проявилось пособничество Горбачева либерал-ради- кализму. Этим бездействием и компромиссами он поддерживал их позиции и влияние на общественные процессы. Как верно заметил известный советолог Л. Арон, компромиссы, заключаемые Горбачевым, неизбежно вели к потере им реальной власти. Эту же мысль подтверждал, хотя и несколько в иной форме, либеральный ученый, генерал Д.А. Волкогонов. По его мнению, главная заслуга Горбачева не в том, что он разрушил тоталитарную систему, а в том, что он не мешал ее распаду.
Примером компромисса по Горбачеву может служить и проект нового Союзного договора, который предлагалось подписать 20 августа 1991 г. в обход высшей представительной власти страны. Этот проект, вопреки действовавшей Конституции, по сути дела разрушал федеративную основу государства, превращая его в полуконфедеративное образование с не вполне четкими функциями. Еще более неопределенным становился статус шести республик (Армении, Грузии, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии), не собиравшихся его подписывать.
Следует также отметить, что критика проекта Союзного договора вовсе не означает поддержки действий членов ГКЧП. Несмотря на их в целом благие намерения защитить Конституцию и союзную государственность, действовали они незаконно и, более того, спровоцировали своим выступлением контрпереворот — полный переход власти в СССР в руки российского руководства неконституционным путем. А Горбачев своим бездействием, своей «полукомпромиссностью» в путчевский и послепутчевский периоды способствовал победе в стране либерального радикализма.
М.С. и P.M. Горбачевы |
Как свидетельствуют очевидцы, изоляция Горбачева во многом напоминала самоизоляцию. Будучи «изолированным», он смотрел телевизор, купался в море, звонил некоторым руководящим работникам... В настоящее время, пока еще многие документальные источники, проливающие свет на те события, недоступны исследователям, вероятно, неправомерно давать однозначную оценку роли Горбачева в августовские дни 1991 г.
Однако бесспорным является то, что изоляция (возможно, и самоизоляция) устранение его от активных действий играли на руку либерал-радикалам.
О неоднозначной позиции М.С. Горбачева к членам ГКЧП свидетельствует и тот факт, что он собирался именно на их самолете возвращаться из Фороса в Москву. Как вспоминал 19 августа 2001 г. в телепередаче по ТВ-6 тогдашний российский премьер Силаев, он настоял на том, чтобы Горбачев полетел в Москву именно на самолете с представителями российского руководства, чего вначале не хотел делать Михаил Сергеевич.
|
|
После августовских событий разрушительные тенденции в обществе стали необратимы. Проводя прежнюю тактику лавирования и сомнительных компромиссов, М.С. Горбачев терял последние рычаги реальной власти. Главным просчетом, повлекшим вскоре трагические последствия для судьбы союзного государства, была недопустимая уступчивость в кадровых назначениях. Многие руководители и ответственные работники союзных ведомств и министерств были тогда назначены с подачи российского руководства, а Горбачевым эти решения лишь визировались. Так были назначены новые руководители КГБ, Министерства обороны СССР и др, Горбачев в решении основных кадровых вопросов по сути дела отказался от своих реальных президентских полномочий. Бывший начальник охраны российского президента А.В. Коржаков в своей книге «Борис Ель- дин: от рассвета до заката» хорошо это описывал. «При мне в приемную Горбачева, — вспоминает он, — вызвали министра обороны Моисеева, который на этом посту и суток не пробыл. Он, видимо, предвидел грядущие должностные перемещения и со спокойным лицом вошел в кабинет, где сидели оба президента. Горбачев обосновался за своим письменным столом, а Ельцин рядом. Ельцин сказал Горбачеву: «Объясните ему, что он уже не министр». Горбачев повторил слова Бориса Николевича. Моисеев молча выслушал и вышел. В этот момент мне принесли записку от Бурбулиса. Он просил срочно передать ее шефу. В записке было написано, что на пост министра обороны есть очень удачная кандидатура — маршал Е.И. Шапашников...» И, действительно, спустя несколько минут Горбачевым с подачи Ельцина был подписан указ о назначении Шапашнико- ва министром обороны СССР.
|
|
Подобным образом, по рекомендации Ельцина и его приближения Горбачев решил вопрос и о другой ключевой должности союзного государства — должности председателя КГБ. Известно, что первоначально, после возвращения из Фороса, Горбачев назначил председателем КГБ профессионального разведчика Леонида Шебаршина. Однако Ельцин выступил категорически против этой кандидатуры. Как откровенно заметил в своих воспоминаниях А.В. Коржаков, по мнению Ельцина, Шебаршин не допустил бы распада комитета. Поэтому, продолжал он, искали человека, способного развалить зловещего «монстра». Единодушно согласились «назначить председателем КГБ Вадима Бакатина». И он, действительно, добросовестно выполнил поставленную перед ним Горбачевым и Ельциным задачу — разрушить одну из самых мощных спецслужб мира.
Ряд должностных лиц союзного ранга, профессионалы своего дела, по инициативе российского руководства и с согласия Михаила Сергеевича были освобождены от работы под предлогом надуманного «сотрудничества с путчистами». В прессе приводились документы, подтверждающие это. Горбачев соглашался по сути дела на незаконное поглощение союзных властных структур российскими правительственными органами. Осенью 1991 г. этот трагический для союзной государственности процесс получил свое логическое продолжение. В октябре было принято решение об упразднении внутренних войск МВД СССР и перепоручении их частей, дислоцированных в России, российскому МВД. В ноябре Ельциным были приняты указы о национализации таких объектов общесоюзной собственности, как Гохран, Гознак, имущество союзного Министерства юстиции. Причем шаги эти были предприняты российской властью в одностороннем порядке.
Причастен Горбачев и к прекращению деятельности высшего представительного органа власти — Съезда народных депутатов СССР. Властные полномочия этого государственного органа передавались неконституционному Госсовету, состоявшему из руководителей республик, и новому Верховному Совету, так и не сформированному на паритетной основе.
Вероятно, Горбачев соглашался на эти неконституционные решения и под давлением ряда республиканских лидеров, которые сами же вскоре и представили его в роли главного разрушителя СССР. Например, тогдашний руководитель Белоруссии С. Шушкевич на пресс-конференции после возвращения в декабре 1991 г. из Беловежской Пущи прямо заявил, что идею Съезда народных депутатов СССР похоронил сам Президент Горбачев в недавнем прошлом.
Несомненно, Горбачев и многие тогдашние республиканские лидеры были повинны в развале Союза ССР. Однако неправильно было бы лишь в этом видеть его причину. Наряду с субъективными были и объективные причины распада союзного государства, к которым прежде всего следует отнести: общественный кризис, вызванный неудачами экономических и федеративно-государственных преобразований в рамках СССР; нарастание великорусского сепаратизма и сепаратистских тенденций в национальных республиках; заинтересованная позиция западных стран и др.
Что касается заинтересованной позиции Запада и прежде всего США в развале союзной государственности, то она очевидно просматривалась в реальной поддержке сепаратистских устремлений Ельцина. Следует напомнить, что когда 19 августа 1991 г. он находился в Белом доме, окруженном боевой техникой, им поддерживалась регулярная телефонная связь с американским посольством. Американцы сразу же заявили, что в крайнем
случае незамедлительно предоставят Ельцину и его сторонникам политическое убежище. Очевидно, что США поддерживали тогда Ельцина, так как именно он и его команда являлись той силой, которая должна была завершить развал великой советской державы, этой, говоря американской терминологией, «империи зла». Случилось так, что властные амбиции Ельцина вписывались в стратегические интересы США.
Аргументируя тезис о сепаратистских тенденциях в российском руководстве того времени, следует сослаться на признания ряда авторитетных политиков. Президент Азербайджана Г.А. Алиев в одной из телепередач по ТВЦ в конце 2001 г. заявил, что люди, собравшиеся в Беловежской Пуще в 1991 г., вряд ли понимали, что они делают и какие будут последствия их деяний. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев еще в мае 1992 г. на страницах «Независимой газеты» откровенно заметил: «Без России не было бы беловежского документа, без России не распался бы Союз».
Реакция Горбачева на Беловежское соглашение лидеров России, Белоруссии и Украины, подписанное 8 декабря 1991 г., была в общем-то пассивной. В своем заявлении в связи с данным соглашением он выделил даже его позитивные моменты, но подчеркнул необходимость созыва Съезда народных депутатов СССР. При этом Горбачев сознавал, что возможностей для его созыва в стране не было, поскольку реальные властные полномочия были сконцентрированы в республиках, которые не считали целесообразным участвовать в созыве Съезда народных депутатов СССР и ограничить им свой суверенитет и независимость. Как и идея созыва Съезда народных депутатов, нереалистичным было и предложение Президента СССР о проведении всенародного референдума (плебисцита) по этому вопросу. В целом, Горбачев занимал выжидательную позицию вплоть до 21 декабря, когда в Алма-Ате состоялось подписание Декларации 11 государств в поддержку Беловежского соглашения. После этого, 25 декабря 1991 г. он выступил по телевидению с заявлением о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.
За два дня до своей отставки Горбачев организовал общественный фонд, в рамках которого и поныне занимается литературной, научной, просветительской деятельностью. Он часто выезжает за границу по приглашениям политических деятелей и общественных организаций. Экс-президент СССР сохраняет высокую политическую активность. В 1996 г. он принял участие в президентских выборах в России. Но их результаты свидетельствуют о его невысоком политическом рейтинге среди граждан нашей страны. Во время агрессии НАТО на Балканах в 1999 г. Горбачев осудил действия Запада, направленные против народов Югославии. В 2001 г. на объединенном съезде различных политических организаций социал-демократической направленности он был избран лидером политической организации, провозгласившей себя социал-демократической партией.
Критически оценивая многие действия и поступки первого и последнего Президента СССР, следует все же признать, что он был крупным политиком конца XX века. Но подлинным реформатором он так и не состоялся. Стремясь к обновлению и модернизации общества, он преуспел в разрушении существовавшей модели общественного устройства, содействуя слому социальной и государственной системы. Трагедия Горбачева как политической личности заключается именно в том, что главное дело его жизни — перестройка как созидательное реформирование не увенчалась успехом, а оказалась трансформированной в либерал-радикальный, разрушительный процесс.
Используя сравнительно-исторический метод, можно обнаружить много общего в реформах Горбачева и в реформах Александра I первой четверти XIX в. Реформы эти были незавершенными и оказались свернутыми из-за общих основных причин: узости и недостаточной организованности общественного слоя, осознавшего необходимость их проведения, а также отсутствия у высших должностных лиц страны необходимой воли в обеспечении созидательного реформирования. Как известно, отказ Александра I от решительных действий по реализации реформаторских проектов М.М. Сперанского вызвал к жизни радикальную альтернативу в лице революционеров-декабристов. Так и нерешительность Горбачева в осуществлении рыночных реформ вызвала к жизни либерал- радикальные тенденции, приведшие к слому общественного строя и союзной государственности.
В заключение следует отметить, что деятельность Горбачева, его политическая судьба неразрывно связаны с историей страны. И трагичность личности Горбачева во многом определяется тем же историческим развитием, драматизмом судьбы великой нашей Родины на рубеже 80—90-х гг. < XX в.
П.Я Циткилов