Значение эволюционных идей Ч. Дарвина.
Чарльз Дарвин (1809-1882) не сразу нашел свое призвание в жизни. Он последовательно разочаровывался то в медицинском, а затем в теологическом образовании, пока его наставник из Кембриджского университета не определилиего в качестве натуралиста на корабль «Бигль», совершавший кругосветное плавание вдоль побережья Южной Америки, через Таити и Новую Зеландию с 1831 по 1836 гг. Материалы, собранные в этом плавании, явились фактологической основой для эволюционной теории, изложенной в книге «Происхождение видов путеместественного отбора» (1858 г.). До Дарвина эволюционные идеи высказывал Аристотель, Ламетри, Ламарк.
Мысль о борьбе за выживание Дарвин позаимствовал у Томаса Мальтуса («Опыт о законе народонаселения»), который доказывал, что производство продовольственной продукции растет в арифметической прогрессии, в то время как народонаселение увеличивается в геометрической.Дефицит питание, по мнению Мальтуса, может привести к выживанию наиболее сильных и жестоких. Дарвин распространил этот принцип на мир живой природы и сформулировал концепцию естественного отбора. Так как основной формой закона наследственности является изменчивость вида, то потомки будут более приспособленными к среде обитания, чем их родители.
|
|
Теория Дарвина входила в разрез не только с религиозной концепцией сотворения мира, но и с механистической концепцией мира И. Ньютона, которая также предполагала неизменность мира. Возможно, в этом заключалась одна из причин того, что Дарвин не публиковал свой труд в течение 16 лет после написания.
1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор», где дано доказательство происхождения человека от животных предшественников.
1872 г. – «Выражение эмоций у человека и животных», где Дарвин анализирует эволюционный смысл выразительных мимических движений при переживании эмоций. Дарвин сделал вывод, что у животных эмоции имеют сигнальное значение, а у человека являются атавизмами.
Наиболее важным следствием теории эволюции является появление ключевого понятия – развитие, которое разрабатывалось в трех направлениях:
- в зоопсихологии применительно к филогенезу (На какой стадии развития живого возникают свойства психического? В чем заключается сходство и различие поведения животных и человека?)
- в детской психологии применительно к онтогенезу (Какова специфика развития психических свойств и функций в онтогенезе?)
- в психологии народов применительно к истории человеческой цивилизации.