Работы в области детской и педагогической психологии С.Холл

Стенли Холл и его концепция педологии

Развитие детской психологии в конце XIX в. – начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной аме риканским психологом Гренвиллом Стенли Холлом.

Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в вос приятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни.

Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организа тором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциа ция американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые про шли с большим успехом, положив начало американскому пси хоанализу.

Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необхо димости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы имен но эта задача, еще не существовало. Г. Спенсер, который впервые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к сре де, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ве дущим не только для биологического, но и для психического раз вития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии де тей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипули ровать с ведерком и совочком;

• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посто ронних, и стремление делать многие вещи тайком;

• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: