Метологические принципы психологии С.Л. Рубинштейна

64.

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) - сов. психолог, автор трудов по многим проблемам общей, возрастной и педагогической психологии, а также истории психологии. Наибольшую известность принес С. цикл исследований по психологии памяти. В них:

1) экспериментально доказана связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъекта (запоминается прежде всего то, что является целью или имеет прямое отношение к ней),

2) показано, что эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная деятельность требует большей интеллектуальной активности (чем, напр., при решении задачи только на «запоминание»),

3) обнаружены также возрастные различия в непроизвольном запоминании. В теоретическом плане эти исследования внесли свой вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности в отечественной психологии.

В круг специальных интересов Смирнова вошли многие проблемы памяти. Его оригинальный подход к изучению памяти позволил решить целый ряд теоретически и практически важных вопросов: о соотношении произвольной и непроизвольной, образной и словесно-логической памяти, об осмысленности запоминания и роли понимания в этом процессе, а также раскрыть диалектику их взаимоотношений; о возможности логического запоминания у детей младших возрастов и направлениях его успешного использования; об изменениях в памяти по мере старения человека и способах их компенсации; о дифференцированном влиянии стресса и психического напряжения на отдельные процессы памяти. Экспериментальные исследования, которыми он занимался почти полвека, стали, по мнению коллег-психологов, уникальными, вошли во все фундаментальные труды и учебники. Первостепенное внимание ученый уделяет процессам мышления при запоминании, являющимися, по его мнению, «зерном» смысловой памяти.

А.А. Смирнов заявлял о двойной детерминации - социальной и природной - в развитии индивидуальной памяти. В российской науке ему принадлежит приоритет и в постановке проблемы индивидуальных различий в памяти как специальной проблемы. Он впервые в отечественной психологии ввел понятие «мнемические способности», понимая их как индивидуальные различия в скорости, точности, прочности запоминания. Вся совокупность фактов, полученных на трех уровнях анализа: психологическом, психофизиологическом и поведенческом, обосновывает выделение двух основных видов мнемических способностей: к запечатлению и к переработке информации.

А.А. Смирнов стал инициатором междисциплинарного исследования, соединившего психологическую (А. Смирнов, Р. Трубникова) и психофизиологическую (Э. Голубева) науки, в рамках которого проверялась его гипотеза о влиянии силы нервной системы (как характеристики ее работоспособности) на такие показатели памяти, как объем и степень осмысленности запоминаемого материала.

Память человека сегодня рассматривается как полисистемное образование. Она выполняет не только репродуктивную функцию (получать и хранить информацию), но и чрезвычайно значимую продуктивную. Считаясь, по существу, ядерной, сквозной системой, объединяющей все процессы, память реализует функцию интегратора психики, определяющую само психическое развитие человека.

Делая вывод, можно сказать, что школа А.А. Смирнова по своему вкладу в разработку современной теории памяти, по постановке множеств новых проблем и направлений исследований (в том числе и междисциплинарных), насыщенности фактическим материалом, расширению возможностей практического использования их результатов является уникальной не только в отечественной, но и мировой психологической науке. Работы, выполненные под руководством Смирнова, отличаются уникальным сочетанием фундаментальности, высокой культуры экспериментального исследования и направленности в педагогическую практику. Они не потеряли своей научной ценности в наши дни.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л.Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа.

В центре его концепции оказались проблемы гносеологии, познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности. Рубинштейна волнуют проблемы метода и объективности психологических исследований, места психологии в системе научного знания.

Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознаниевключается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий. Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 г.

Он одним из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о проблеме личности. Попытки определить эту категорию с точки зрения психологии он делал и в более ранних работах, но, естественно, в то время он не мог дать глубинное определение личности, говоря главным образом о способностях человека, его характере, но не об интегративной характеристике личности как единого целого. Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творческой деятельности личности.

Рубинштейн подчеркивал, что объективность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это и невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завершенности и целостности и проявляется его объективность. Субъективность не противоречит истинности, любое человеческое знание субъективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн говорит об объективности внутреннего мира личности, его духовного строя, связывая это также с активной деятельностью человека, но уже не столько познающего, сколько творящего этот мир.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фондотечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: