Сказание о завершении тяжбы между Гором и сетом

(по тексту "Папируса Честер-Битти")

И Снова продолжалась тяжба между Сетом и Хором. И отчаялся Хор и уплыл в Саис к богине Нейт. Узнав об этом Тот обратился к Владыке Всего Сущего Ра-Хорахте:

— Обратимся за помощью к Осирису. Пусть он вынесет приговор.

Неожиданно Ра согласился.

Когда Осирису прочли послание Тота, бог испустил громкий крик, и тотчас отправил он ответ туда, где пребывали Владыка Всего Сущего с остальной Девяткой.

"Почему обманут мой сын Хор? — негодующе вопрошал Осирис в своем письме. — Ведь я сделал вас (богов) могущественными, я создал ячмень и полбу, чтобы питать богов, равно как и стада. Ни один бог, ни одна богиня не сумели сделать это!".

Послание Осириса было зачитано Девятке и Ра-Хорахте. Солнечный бог сказал Тоту:

— Составь тотчас же ответное послание к Осирису. Скажи ему: "Тебя еще не было, ты еще не родился, а ячмень и полба уже были".

Осирис получил письмо, и вскоре гонцы доставили его ответ: "Ты — великий бог. Ты создал Девятку. Но я прибываю в Дуате. И боги, меня окружающие, не боятся никакого земного бога, ибо они подвластны только одному мне! Если я прикажу, они доставят мне сердце любого, кто содеял зло, и он предстанет перед моим Судом. Так кто же из богов могущественнее меня?",

Выслушав ответ Осириса, боги вынуждены были признать его правоту. Уступил даже и Ра. Сет проиграл тяжбу. Сета заковали в колодки и привели к богам решать его дальнейшую судьбу. Хора же провозгласили царем Египта и увенчали его Короной Владыки.

Вступив в права земного владыки, Хор окончательно объединил Север и Юг — Нижний и Верхний Египет и получил титул Харсомт — "Хор — объединитель Двух Земель". Он восстановил миропорядок Маат, правосудие, заново отстроил храмы и святилища, разрушенные Сетом. Когда же кончилась эпоха богов и земной престол перешел к "воплощениям Хора" — фараонам, Хор, оставил трон Двух Земель на их попечение, присоединился к свите Ра в Ладье Вечности. Хор провожает умерших на Суд Осириса, иногда взвешивает сердца покойных на Весах Истины вместе с Анубисом и Тотом. Он — супруг Хатхор, хотя есть у него и другие жены. Хатхор родила Хору Айхи (Ихи), бога музыки.

Е. Исида узнает истинное имя Ра.

II ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Существуют египетские источники — папирусы (к примеру, Туринский папирус). Они представляют собой либо полуразрушенные перечни царствований, либо разрозненные и малосодержательные упоминания нескольких ранних царей в тех или иных памятниках письменности. Существуют перечни царствований некого египетского жреца Манефона (Манетона), якобы изложившего в правлении Птоломея II Филадельфа (283-246 гг. до н.э.) египетскую историю для македонян и греков. Списки эти дошли до нас через посредство средневековых авторов и часто содержат разночтения. Наконец, существуют сведения, предоставленные греческими историками. Все эти сведения сохранились не в безупречном виде и не всегда согласованы между собой.

В одном известия египетские и иноязычные сходятся: первым царем Египта был Мина. Египетские источники о нем больше нечего не сообщают, греко-римские были словоохотливее, но не единодушны. По Геродоту, Мина основал Мемфис (Минфи), обезопасив его от наводнений плотиной; по Диодору, это сделал какой-то Ухоревс. Геродот сообщал, что Мина воздвиг в Мемфисе храм местному богу; по Диодору, богопочитание и богослужение у египтян тоже началось при Мине, но сооружение дворца в Мемфисе он приписывал тому же Ухоревсу. Согласно Плинию, Мина создал письмена, а Диодору и Плутарху — учил благоустроенной жизни и роскоши. Косвенно подтверждает это предание одно из названий верховного бога Мемфиса "Птах Мины". По манефонским спискам основатель I династии славно воевал за пределами страны, но погиб от бегемота. По Диодору, Мину, преследуемого псами, спас крокодил, перевезя через Меридово озеро (в нынешнем Эль-Фаюме). В благодарность за то царь-де основал там город и указал местным жителям чтить крокодилов. Диодор добавлял также, что именно Мина построил в той местности, как свою пирамиду, так и знаменитый Лабиринт. Тут ряд современных историков считают, что Диодор путает I династию с XII-ой. Согласно Манефону, основатель I династии, а также последующая II династия были родом из верхнеегипетского города Тин.

И греческие и египетские источники сходятся на том, что первоначально Египет был разделен на два царства: Нижний Египет (в дельте Нила), царь которого носил низкую корону красного цвета и Верхний Египет (верхнее течение реки), царь которого носил вытянутую бутылеподобную корону белого цвета. Позднее царь верхнего Египта завоевал царство Нижнего и Египет стал единой страной. Фараоны, правившие в ней носили составную корону — белая вставлялась в красную. Но еще долго в административных и хозяйственных документах того времени разделяли Верхний и Нижний Египет.

Имя Сета (Сетха) упоминается в династических списках несколько раз. Сначала в конце Среднего царства (после XII династии династические списки крайне путаны; известны лишь отдельные имена царей, относящиеся к XIII-XVII династиям, причем многие из этих династий правили параллельно в разных концах распавшегося на номы Египта), когда Египет был захвачен пришельцами с Востока, которых Манефон назвал гиксосами. Возможно, что за этим манефоновским названием завоевателей кроется самообозначение пришлых царей: "властители (чужеземных) нагорий". Со времени гиксоские цари выступали в роли фараонов. Они приняли их титул, назывались "сынами Солнца" и объявляли себя почитателями египетских богов. Таким богом они и выбрали как раз бога Сета. В основном гиксоские цари удерживали районы Дельты; в Верхнем Египте все еще оставались хоть и захудалые, судя по бедным памятникам той эпохи, но все же как будто самостоятельные собственно египетские фараоны. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке Дельты. Вообще, восточные районы Дельты издавна были известными местами почитания бога Сета. Некоторые имена гиксоских царей звучат еще более вызывающе — Апопи (Апапи), то есть созвучно с именем змея подземного мира, извечного противника бога Солнца Ра. Другое упоминание Сета в имени фараонов относятся ко времени XIX династии — Сети (Сутайа) I и II, то есть к относительно поздним временам.

III АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Египтологи нашли достаточно много изображений времен первых египетских царей на каменных плитах, стелах, некоторых предметах, например булавах, найденных в погребениях. Из этих изображений понятно, что почти все цари Верхнего Египта первоначально носили имя Хора с добавлением еще какого-либо эпитета: Хор Скорпион, Хор Двойник (или Питания), Хор Сом:

По звучанию этих эпитетов соответствующим царям приписываются имена. Необходимо помнить, что в те времена гласные буквы не обозначались и поэтому имена фараонов мы знаем как условные. Скажем, иероглиф Сома в имени Хора Сома звучал как "н-р". В изображениях этого царя часто встречается также иероглиф резца, который читался как "м-р". Поэтому Историки окрестили Хора Сома именем Нармер (гласные "а" и "е" поставлены произвольно). Именно этому царю принадлежит победная плита, найденная в г. Гиераконполе, изображающее торжество царя Верхнего Египта над поверженным правителем Нижнего.

Следующий царь Египта — Хор Боец. Боец читается как "м-н", поэтому некоторые читают его как Мина. Начиная с этого фараона, начинают записываться года правления, причем каждый год обозначается не цифрой, а наименованием наиболее примечательного события: год открытия пруда для охоты на бегемотов, год открытия стелы с ликом фараона и т.д.. Напротив года приписывались данные об уровне нильского разлива. Отрывки именно такой летописи дошли до нас в записях на так называемом Палермском камне и на мелких обломках, хранящихся в Каирском музее. Ранее Хора Бойца таких подробных записей не велось, а указывались только имена царей, поэтому историки считают, что именно с него пошла I "летописная" династия. До Хора Бойца по крайней мере четыре царские фигурки изображены в двойных коронах, следовательно все эти цари, по мнению летописцев, были правителями обоих Египтов. Сейчас этих царей называют нулевой династией или царями додинастического периода. Впрочем вероятно каждое начало нового правление начиналось с повторного завоевания постоянно отделяющегося Нижнего Египта, иначе как объяснить существование стелы Хора Сома (Нармера).

Раскопки около и в самом городе Мемфисе показали, что около города было большое поселение со своим большим кладбищем. Примерно во время правления Хора Бойца кладбище пустеет. Логично предположить, что это связано с тем, что население поселения переселилось в Мемфис, в самом же Мемфисе кладбище растет, причем встречаются и усыпальницы вельмож, одно из которых, несомненно, восходит к времени Хора Бойца, или даже по мнению некоторых историков, является его собственной гробницей. Более ранних гробниц обнаружено не было.

Около города Абидос, что не далеко от древнего Тина (возможно, это один и тот же город) нашли гробницы царей I отчасти II династии, по мнению одних ученых настоящие, по мнению других — условные, т.е. без трупа. На том же кладбище были обнаружены памятники с именами Хора Скорпиона, Хора Двойника и особенно Хора Сома.

После Хора Бойца правил Хор Хват, хотя русское слово "хват" вряд ли точно передает соответствующее египетское "джр" или "схтй". Также как и в правлении Хора Бойца в перечни лет не упоминается восстание Нижнего Египта и соответственно поход Верхнего на него, то есть Нижний Егитпет уже начал смиряться с собственным подчиненным положением. Зато рассказывается о походе в Эфиопию вверх по течению Нила, о захваченных пленниках и разбросанных по земле вражеских трупах, о поражении "северо-востока" (т.е. азиатских соседей). В позднейшие времена гробницу самого Хора Хвата принимали за могилу бога мертвых Осириса (Усири). В Новом Царстве заброшенное кладбище ранних царей вновь привлекло внимание. Город Абидос, подле которого находилось кладбище, был местом почитания Осириса.

О правлении следующего царя Хора Змеи мало что известно, хотя его имя найдено начертанным на скале даже глубоко в пустыне между Нилом и красным морем. В это время искусство египетских зодчих становится более отточенным и правильным. Следующий фараон — Хор Простиратель, так как его имя можно читать как "д-н" (Ден) и переводить как "(сокол), простерший (крылья или когти)". По манефоновским спискам он будет соответствовать тогда Усефаису или Удиму. В его царствование в надписях впервые появляется титул "царь (и) государь" — инсибайа и сразу же получает широкое распространение. К его же времени относятся наиболее древнее изображение фараона в двойном венце — одна корона в другой. Дворец в Мемфисе также относится к его времени. Далее правили Хор Целостный Сердцем, Хор Дружественный Утробой и Хор Высокий Рукою. Из археологических данных становится понятно, что Утробой не ладил со своими предшественниками. При этом видны и следы некоторого упадка. Гробница Хора Целостного Сердца самая убогая. Хор же Дружественный Утробой старательно стирал имена предшественников.

Возможно, этот начавшийся разлад среди череды фараонов и погубил I династию. Следующий по счету фараон Хор Высокий Рукою стал последним представителем этой династии.

С последующей династией дела обстоят не легче. Далеко не ясны даже число и последовательность царей II династии. Предшествующая династия сооружала себе усыпальницы около города Абидоса, но цари II династии забросили это кладбище, чтобы затем вернуться на него при не совсем обычных обстоятельствах. Со времени предшественников I династии цари неизменно именовали себя Хорами, теперь же мы находим царя, который объявил себя не Хором, а его противником — Сетом (Сутой, Сетхом). Вслед за этим правителем (Перибсетом) другой царь уже в самом конце правления II династии провозгласил себя одновременно Хором и Сетом и даже именовался в том же примиренческом духе Воссиявшим Двумя Жезлами (Хасехемуи) и "Тем, в ком умиротворились оба бога". Что все это значит трудно сказать. Неизвестно также, имело ли эти переименования отношение к кровавым событиям в Низовье, возможно, при том же Хоре-Сете, Воссиявшем Двумя Жезлами, если он одно и то же лицо с Хором, Воссиявшим Жезлом (Хасехемом). На подножиях двух своих изваяний этот Хор изобразил Низовье пораженным в голову и беспорядочно разбросанные трупы повстанцев и указал, что их пало то ли 48 205, то ли 47 209. На двух каменных сосудах он представил верхнеегипетскую богиню-коршуна, которая вручает ему, Хору, Воссиявшему Жезлом, увенчанному верхнеегипетским венцом, знак соединения обеих земель в "год поражения Низовья". То было последнее восстание Низовья против верхнеегипетских покорителей, о котором мы что-либо знаем.

Сразу же за этим фараоном -примирителем воцаряется III династия по Манефону, открывающая по принятой сегодня хронологии истории Египта Древнее царство. Первым в этой династии был фараон Джесер (Даса) — легендарная личность, в правление которого была построена первая из великих Пирамид — ступенчатая пирамида высотой в 60 метров к югу от современного Каира. Но после Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если ту или иную законченную или незаконченную пирамиду, найденную археологами еще и можно приписать отдельным властителям, то само их число и последовательность правлений, как и в случае со II династией остаются неясными. Мрак рассеивается с началом IV династии, где список фараонов — строителей самих известных пирамид времени расцвета Древнего царства хорошо известен: Снофру, Хуфу (Хеопс), Джедефра, Хафра, Менкаура, Шепсескаф. В их правление древнеегипетское государство уже было окончательно оформлено и потому эта уже иная страница нашего повествования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: