Благотворительность Ульяны Устиновны Осорьиной

Государственная благотворительность при Борисе Годунове.

Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода 1601-03 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро разда-вал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице, началась сильная смертность. Голод создан был в значительной мере искусственно. Хлеба оставалось довольно от прежних урожаев, и его хватило бы на несколько лет. Однако при первых же признаках неуро-жая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против зла: скупщиков били кнутами на рынках нещадно, переписывали их запасы и продавали понем-ногу, предписывали обязательные цены, но помогало это мало.. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в пе-риод такого бедствия помогала мало. Смягчить положение го-лодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно бедно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, так как никакие реквизиции все равно народ не накормили.

От этого времени сохранился памятник, который показыва-ет, что благотворительность была распространена в различных слоях русского общества.

Ульяна Устиновна Осорьина, вдова-помещица, жена зажи-точного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Еще до замужест-ва она обшивала всех сирот и немощных вдов в ее деревне, часто работая всю ночь до утра. В замужестве она тоже не забывала христианскую запо-ведь о тайной милостыне. Ульяна Устиновна шила и пряла, рукоделье свое продавала и выручку тайком раз-давала нищим.

В усадьбе Ульяны Устиновны было много челяди. Она ее хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и, что могла, все делала для себя сама, не допускала разувать себя и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным с кличками, какими домовладельческая Русь вплоть до 19 февраля 1861 г. окрикивала своих "людей", но каждого и каждую называла настоящим именем.

Во время великого голода она последнее имущество прода-вала и раздавала голодающим, особенно заботясь о прокормле-нии своей челяди. Тогда многие расчетливые господа просто прогоняли с дворов своих холопов, чтобы не кормить их, но не давали им отпускных, чтобы после воротить их в неволю. Ульяна Устиновна заботилась о холопах до последнего своего имущества, а потом желающим отдавала крепости и отпускные на волю. Сама дошла до нище-ты, пекла хлеб из древесной коры и лебеды. Два года безропот-но терпела она такую нищету, но была весела как никогда пре-жде. Она и умерла вскоре по окончании голода, в начале 1604 г.

Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвы-шенного и более трогательного образца благотворительности и любви к ближнему.

7. Ф. М. Ртищев: частная и общественной благотворительность.

В середине XVII в. для России опять наступили тяжелые времена: борьба с Польшей за Малороссию, эпидемия, неуро-жай, падение курса медных денег. В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить ус-тойчивую систему благотворительных учреждений. Это был Ф. М. Ртищев, ближний простелиничий обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий, то есть министр двора.

Во время Польского похода Ртищев сопровождал царя в экипаже. Придворный страдал болезнью ног. Но по дороге он во множестве собирал в свой экипаж больных, раненых, пересаживался на коня и ехал до ближайшего города, где нанимал дом, где сам, испытывая боль, пристраивал раненых, устраивал содержание и уход за ними. Набирал врачебный персонал. Этот "Красный Крест" был им устроен на собствен-ные деньги. Значительную сумму на эти цели дала ему жена царя Алексея Михайловича — Марья Ильинична. Подобная помощь повторилась и в Ливон-ском походе царя, когда в 1656 г. началась война со Швецией.

Ртищев выкупал из плена тысячи русских, используя личные средства и средства из казны, для чего был введен специальный «полоняничный» налог, в котором все должны были участвовать.

Московская немощеная улица Х'у'П в. была очень неопрят-на: среди грязи несчастье, праздность и порок находились ря-дом, нищие и калеки просили о подаянии, пьяные валялись на земле. Ртищев составил команду рассыльных, которые подби-рали этих людей с улицы в особый дом, устроенный им на свой счет; где больных лечили, а пьяных вытрезвляли и потом, снаб-див необходимым, отпускали, заменяя их новыми пациентами. Для престарелых, слепых и других калек, страдавших неиз-лечимыми недугами, Ртищев купил другой дом, тратя на их содержание свои последние доходы. Этот дом под именем "Больницы Федора Ртищева" существовал и после его смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Во время голода в Вологодской области Ртищев продал все лишнее платье и домашнюю утварь, которой у него, богатого барина, было много, и послал вырученные деньги Вологодско-му владыке (митрополиту), который, прибавив к пожертвова-нию и свои средства, прокормил много бедного народа.

Будучи крупным землевладельцем, он поддерживал щедры-ми ссудами инвентарь своих крестьян, боялся расстроить их хозяйствб непосильными оброками и барщинными работами. Под Арзамасом у Ртищева была земля, за которую ему давали частные покупатели крупную сумму. Но он знал, что эта земля нужна арзамасцам, и предложил городу купить ее за понижен-ную цену. Однако городское общество было так бедно, что не могло заплатить сколько-нибудь приличной цены. Тогда Рти-щев подарил ему землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: