Три новые страны
Вопросы
1. Были ли рыцарями люди, составлявшие гарнизоны немецких бургов?
2. Зачем Генрих повелел устраивать в бургах соборы и пиры?
3. Как вы думаете, насколько привычно было для местного населения укрываться в укрепленных местах? Можно ли предположить, как обычно спасались от конницы венгров жители Германии?
4. Укажите последовательно все этапы «превращения» Оттона I в короля. Можно ли выделить более древние или, наоборот, сравнительно новые обычаи в этой процедуре?
5. С чем, по вашему мнению, связан выбор места для коронации Оттона I?
6. Посмотрите на изображение аахенской капеллы в § 16 и скажите, насколько многочисленным мог быть тот «народ», которому избрание Оттона I «было по душе».
7. Что осталось от традиций древнего народного собрания в ритуале избрания германского короля к X в.?
8. Какова роль церкви при коронации, в чем состоит суть наказов архиепископа будущему монарху"?
Сначала шли миссионеры...
Очень непростые отношения связывали оттоновскую империю с ее восточными соседями. Прежде всего император, церковь и немецкие князья приложили много усилий для распространения христианства среди языческих народов Восточной Европы.
|
|
Среди самых известных миссионеров был знатный чех Войцех, при крещении принявший имя Адальберт (955—997). Много лет он учился в Магдебурге — немецком городе, где готовили миссионеров. В 982 г. Адальберт-Войцех стал епископом Пражским. Сам он жил в бедности и с непреклонной твердостью требовал от своих соплеменников признания Христа и верности Его учению. Дважды чехи, еще не вполне усвоившие христианство и недовольные строгостью своего епископа, изгоняли его из страны. Но Адальберт-Войцех продолжал обращать в христианство язычников в Польше, а затем отправился в земли литовского племени пруссов, где и погиб от копья языческого жреца. А сейчас Войцех — один из самых чтимых святых в Чехии и Польше.
Немецкие миссионеры добирались до очень отдаленных краев. Так, в 961 г. Отгон I по просьбе княгини Ольги послал в Киев епископа Адальберта (не путать с Адаль-бертом-Войцехом). Уже через несколько месяцев Адальберт вернулся, ничего на Руси не добившись. При Отгоне III через Киев проезжал направлявшийся к печенегам епископ Бруно (Бонифаций). Печенеги обошлись с Бруно неплохо, но когда епископ попытался начать в 1009 г. проповедь — среди пруссов, он погиб, как и незадолго до него Войцех. Литовские племена дольше всех других европейских народов отказывались принять христианство.
Конечно, распространение христианства из Германии влекло за собой и зависимость новокрещеных племен от германских епископов и государей, по некоторые народности на востоке Европы уже сами вплотную подошли к созданию собственных государственных образований. У них были свои княжеские династии, не желавшие отдавать всю власть иноплеменникам-немцам. Поэтому X—XII века стали временем постоянного соперничества. Империя стремилась подчинить себе недавних язычников, а те пытались сохранить свою независимость, правда, взяв при этом как можно больше полезного от немцев. Борьба эта шла, то затухая, то разгораясь, с переменным успехом. Некоторые славянские и литовские племена в конце концов растворились в Германской империи. Но дальше к востоку от немецких земель, там, где сложились благоприятные условия, родились и окрепли три сильных национальных королевства, три государства, занявших самостоятельное место в истории Европы.
|
|