double arrow

Время соперничества


Три новые страны

Вопросы

1. Были ли рыцарями люди, составлявшие гарнизоны немецких бургов?

2. Зачем Генрих повелел устраивать в бургах соборы и пиры?

3. Как вы думаете, насколько привычно было для местного населения укрываться в укрепленных местах? Можно ли предположить, как обычно спасались от конницы венгров жители Германии?

4. Укажите последовательно все этапы «превращения» Оттона I в короля. Можно ли выделить более древние или, наоборот, сравнительно новые обычаи в этой процедуре?

5. С чем, по вашему мнению, связан выбор места для коронации Оттона I?

6. Посмотрите на изображение аахенской капеллы в § 16 и скажите, насколько многочисленным мог быть тот «народ», которому избрание Оттона I «было по душе».

7. Что осталось от традиций древнего народного собрания в ритуале избрания германского короля к X в.?

8. Какова роль церкви при коронации, в чем состоит суть наказов архиепископа будущему монарху"?

Сначала шли миссионеры...

Очень непростые отношения связывали оттоновскую империю с ее восточными соседями. Прежде всего император, церковь и немецкие князья приложили много усилий для распространения христианства среди языческих народов Восточной Европы.




Среди самых известных миссионеров был знатный чех Войцех, при крещении принявший имя Адальберт (955—997). Много лет он учился в Магдебурге — немецком городе, где готовили миссионеров. В 982 г. Адальберт-Войцех стал епископом Пражским. Сам он жил в бедности и с непреклонной твердостью требовал от своих соплеменников признания Христа и верности Его учению. Дважды чехи, еще не вполне усвоившие христианство и недовольные строгостью своего епископа, изгоняли его из страны. Но Адальберт-Войцех продолжал обращать в христианство язычников в Польше, а затем отправился в земли литовского племени пруссов, где и погиб от копья языческого жреца. А сейчас Войцех — один из самых чтимых святых в Чехии и Польше.

Немецкие миссионеры добирались до очень отдаленных краев. Так, в 961 г. Отгон I по просьбе княгини Ольги послал в Киев епископа Адальберта (не путать с Адаль-бертом-Войцехом). Уже через несколько месяцев Адальберт вернулся, ничего на Руси не добившись. При Отгоне III через Киев проезжал направлявшийся к печенегам епископ Бруно (Бонифаций). Печенеги обошлись с Бруно неплохо, но когда епископ попытался начать в 1009 г. проповедь — среди пруссов, он погиб, как и незадолго до него Войцех. Литовские племена дольше всех других европейских народов отказывались принять христианство.

Конечно, распространение христианства из Германии влекло за собой и зависимость новокрещеных племен от германских епископов и государей, по некоторые народности на востоке Европы уже сами вплотную подошли к созданию собственных государственных образований. У них были свои княжеские династии, не желавшие отдавать всю власть иноплеменникам-немцам. Поэтому X—XII века стали временем постоянного соперничества. Империя стремилась подчинить себе недавних язычников, а те пытались сохранить свою независимость, правда, взяв при этом как можно больше полезного от немцев. Борьба эта шла, то затухая, то разгораясь, с переменным успехом. Некоторые славянские и литовские племена в конце концов растворились в Германской империи. Но дальше к востоку от немецких земель, там, где сложились благоприятные условия, родились и окрепли три сильных национальных королевства, три государства, занявших самостоятельное место в истории Европы.









Сейчас читают про: