Эффект производственного рычага. Основные направления повышения прибыли на основе маржинального анализа

Основные направления повышения прибыли на основе маржинального анализа.

Повысить величину прибыли, т. е сдвинуть опасную зону убытков на графике вниз и влево можно при следующих уровнях:

1) снижение размера переменных затрат на единицу продукции, однако данный фактор ограничен, поскольку переменные затраты на единицу продукции относительно постоянны и можно говорить лишь о ликвидации сверхноромативных переменных затрат, например, труда, сырья, материалов на изготовление единиц продукции.

2) Уменьшение абсолютной сумму постоянных затрат, практически это может означать сокращение лишних единиц административно-управленческого персонала, сокращение некоторых текущих управленческих расходов, продажа неиспользованных объектов основных средств и т. д.

Однако следует учитывать, что экономия на постоянных расходах должна быть разумной, поскольку может привести к нижелательным последствиям к снижению силы воздействия производственного рычага (см. 4 вопрос)

3)Повышении цены реализации продукции, при этом не нужно забывать, что в условиях конкурентного рынка повышение цены может привести к снижению объемов продаж, к снижению оборачиваемости и рентабельности вложения капитала.

Ограничивающими рост цены факторами являются также уровень и эластичность спроса на продукцию, монополизм предприятий, предприятий переработчиков сырьевого товара.Реально повышение цены можно предусматривать в основном за счет повышения качества продукции.

3) Увеличение объемов производства и продаж при условии достаточной емкости рынка.

При прочих равных условиях, т. е. неизменных затратах и цены увеличение объема не снизит критический уровень, но предприятие может выйти по своим показателям из убыточной зоны или еще дальше отойдет от нее, повысив зону безопасности.

Важность этого направления состоит также в том, что оно приводит к так называемому эффекту производственного или операционного рычага, на основе которого решаются многие вопросы управления прибылью и ее планирования.Параллельно с увеличением объемов следует решать вопросы улучшения структуры продаж.

При фиксированных постоянных затратах любое изменение объема продаж порождает еще более сильное изменение прибыли.Это явление называется эффектом производственного (операционного) рычага и происходит за счет распределения постоянных затрат на возросший объем производства и продаж.

Предположим, что у предприятия (табл.1) имеются резервы для увеличения объемов производства и продаж своей продукции на 10 %.

1.Объем продаж увеличивается на 10%

V =14000*1,1=15400

2.Переменные затраты Zvплан =8000*1,1=8800

3.Постоянные затраты Zcплан =2500

4.Новая сумма прибыли составит R=15400-8800-2500=4100

5.Прирост прибыли составит

абсол. =4100-3500=600 тыс.руб.

относит. Т=4100/3500*100%-100%=17,1%

Т.О при увеличении объемов продаж на 10% прибыль возросла на 17,1%,в этом проявился эффект произв. рычага.

Произв.рычаг имеет и обратное действие при уменьшении объема продаж (при наших даннах на 10%) прибыль снизится на 17,1 %.

Практические расчеты часто упрощаются при определении показателя сила воздействия производственного рычага.

СПР=

Сила воздействия СПР всегда рассчитывается для определения объема продаж, изменяется выручка, изменяется и СПР,что при равной выручке производственный рычаг действует тем сильнее, чем больше удельный вес постоянных затрат в общих затратах организации, поэтому экономия на постоянных затратах должна быть рациональной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: