double arrow

Литературно-эстетические явления 50–90-х гг. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Возрождение внимания к специфике искусства


Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Литература русского зарубежья и андеграунда

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА 1930-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х годов

Советская литература

Пафос революционного преобразования действи­тельности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Нормативность в эстетике 40–50-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х гг. о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.

М.А. Шолохов (1905–1984)

М. Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ в., продолжатель традиций Л. Толстого.

«Донские рассказы» и их место в литературном процессе. («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» – роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ в. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.




Военная тема в творчестве М. Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека». Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов.

Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского зарубежья. «Лето Господне» И. Шмелева. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), Л. Ржев­ского («Московские повести»).

Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзия «незамеченного поколения». Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты».

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И. Елагин и Н. Моршен).

М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Пушкин,Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Апокалиптический мотив романа «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического сюжетов с символически-мистическим обобщением и проблема его пересоздания.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Многоплановость сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита». Проблемы реализма и модернизма в романе.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

А.Т. Твардовский (1910–1971)

Жанровые особенности поэмы «Василий Теркин». Василий Теркин – воплощение русского национального характера.



Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос поэмы.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей».

Поэма «По праву памяти». Автобиографизм и историческое обобщение.

Философская лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

А.П. Платонов

Соединение народной культуры и научной философии в произведениях А. Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблемы частного и общего существования.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего счастья в каждой из повестей. Использование мифологических и фольклорных образов, сюрреалистических деталей.

Повести и рассказы военных лет. Тема подвига и героизма. «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова («Декабрь под Москвой»), К. Симонова («Война»), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского («Василий Теркин», «Дом у дороги»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя»), Н. Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К. Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи М. Алигер, О. Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).



В.В. Набоков

Своеобразие художественного мира В. Набокова. Основные темы творчества: «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью и высшей по отношению к земному существованию реальностью.

Роман «Машенька». Тема России, способы ее воплощения.

Тема Росси в романе–воспоминаниях «Другие берега».

Роман –антиутопия «Приглашение на казнь».

Традиции русской и мировой культуры в произведениях В. Набокова

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС середины 1950–1990-х годов

Общественно-литературная ситуация. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е гг. в связи со смертью И.В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, о про­блеме «самовыражения», о «тихой» лирике, искренности в литературе.

Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция – почвенники. Деятельность А. Твардовского и редакции журнала «Новый мир». «Почвенническая» позиция журналов «Молодая гвардия» в 60-е гг., «Наш современник» – в 80–90-е. Усиление идеологического давления на литераторов в годы застоя. Диссидентство, его выражение в литературном процессе.Роль литера­туры в подготовке общества к коренным изменениям в обществен­ной жизни.

Реализм, неомодернизм и постмодернизм в современном литературном процессе.

Дискуссии о кризисном состоянии современной литера­туры, о «философской интоксикации» и религиозном сектантстве в произведениях 1990-х гг.

«Лирическая проза» конца 50-х – начала 60-х гг. («Капля росы» и «Владимирские про­селки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.).

Прошлое в свете современности («Жестокость», «Испытательный срок» П. Нилина, «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных ве­щей» Ю. Домбровского). Этапное значение рассказа А. Солженицы­на «Один день Ивана Денисовича».

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».

«Военная», «деревенская» и «городская» проза как вер­шинные достижения периода.

А.И. Солженицын (род. в 1918 г.)

Творческий путь. «Один день Ивана Денисовича» - изображение «системы» тоталитаризма и репрессий. Рассказ «Матренин двор» и деревенская проза 60-70-х годов. Изображение социального среза советского общества в романе «В круге первом» и повести «Раковый корпус».

Историко-философская проблематика и жанровое своеобразие книги «Архепилаг ГУЛАГ».

В.М. Шукшин (1929–1974)

Создание многообразного народного национального характера в рассказах писателя («Чудик», «Жена мужа в Париж провожала», «Микроскоп», «Сапожки», «Даешь сердце!», «Верую!», «Миль пардон, мадам», «Сураз», «Срезал», «Генерал Малафейкин» и др.) Жанровое и стилевое многообразие творчества писателя. Роль Шукшина в развитии «русской прозы».

В.Г. Распутин (род. в 1937 г.)

Современная общественная жизнь в свете национальных и общечеловеческих ценностей в повестях «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой» и др.

Сочетание в творчестве философско-нравственной проблематики с остросоциальной. Трагический оптимизм повестей. Трагизм новеллистики писателя 90-х гг. (рассказ «Нежданно-негаданно» и др.).

Новые тенденции в изображении Великой отечественной войны. В. Астафьев, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, Е. Носов, Б. Васильев и др. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Звездопад» В. Астафьева, «Журавливый крик», «Третья ракета» В. Быкова) и ее своеобразие.

Художественное своеобразие творчества В. Богомолова («Иван», «В августе сорок четвертого... (Момент истины)»), К. Воробьева («Убиты под Москвой», «Это мы, господи!..»), В. Кондратьева («Сашка»), Б. Васильева («А зори здесь тихие», «В списках не значился»).

Эпическое осмысление Отечественной войны (роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», роман Ю. Бондарева «Горячий снег»).

Философско-притчевое повествование на военном материале («Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова).

«Городская проза». Повесть Ю. Трифонова «Обмен».

Философский роман 60–80-х гг. «И дольше века длится день», «Буранный полустанок», «Плаха» Ч. Айтматова; «Царь-рыба» и «Печальный детектив» В. Астафьева; «Белка», «Царь-лес» А. Кима и др. Философско-юмористическая проза Ф. Искандера («Сандро из Чегема» и др.). Философская фантастическая проза (А. и Б. Стругацкие).

Ассоциативно-метафористическая проза В. Катаева («Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец»).

Возникновение неомодернистской и постмодернистской прозы: «Москва – Петушки» В. Ерофеева.

«Тихая» лирика (Н. Рубцов, В. Соколов). Традиции Тютчева, Есенина, Клюева. Тема кровной привязанности к Родине.

Н.М. Рубцов (1936–1971)

Развитие есенинских традиций в новых исторических условиях в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», «Последний пароход», «Подорожники» и др.

«Громкая» поэзия. Проблемы традиции и новаторства. Социальные и художественные поиски Е. Евтушенко, Р. Рожде­ственского, В. Соколова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной

Поэзия «бардов» (Б.Окуджава, А. Галич, Ю. Вибор, Ю. Ким). Поэтическое творчество В. Высоцкого. Пути развития «авторской песни»

Драматургия (А. Арбузов, В. Розов, Э. Радзинский, Л. Петрушевская, А. Вмпилов).







Сейчас читают про: