double arrow

Синкретизм первобытной культуры


Первобытность. основные понятия и черты.

Основные особенности изучения первобытной культуры.

Первобытность как тип культуры

Изучение первобытной культуры началось относительно недавно (100-130 лет назад)

Долгое время господствовала т.з. согласно которой, первобытная культура рассматривалась как варварское состояние общества, к которому не применимо такое понятие как культура. Однако такое представление стало разрушаться с каждым новым археологическим открытием.

Изменения в отношении к первобытному обществу привели:

1) Актуальным стал вопрос хронологии (вплоть до сегодняшнего дня);

2) Содержательные проблемы. В конце 19 в. первобытный человек воспринимался как варвар, что непозволительно с т.з. сегодняшнего дня. Изучение первобытной культуры необходимо осуществлять не с позиции современной цивилизации а с учетом развития культуры на первобытном этапе;

3) Географические проблемы. До середины 20 в. самые умные первобытные люди жили на Западе (Испания, Франция), впоследствии после открытии академика Окладникова, который изучал стоянки первобытного человека в западной Сибири и на Востоке была принята точка зрения согласно которой не только на Западе, но и на Востоке жили люди ни в чем не уступающие друг другу (в Сибири стоянки 8 тыс. лет назад гранитные утюги, флейты)




Представление о первобытной культуре исследователи получают из таких источников как материалы археологические, этнографические. Археология дает данные о стоянках, древних захоронениях, позволяет анализировать образы художественной деятельности человека, из каких материалов производится. Этнография позволяет изучать нравы, обычаи, язык, традиции, ритуалы, которые дают представления об уровне развития духовной культуры. Фольклор фиксирует древние, архаические формы духовной культуры. Исходя из этих источников, под первобытностью понимается исторически первый и самый продолжительный этап развития культуры.

К основным особенностям первобытной культуры можно отнести:

1) синкретизм;

2) антропоморфизм;

3) традиционализм.

Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.

Проявление синкретизма:

1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;

2) человек не выделяет себя из общества. Синкретизм личного и общественного. В отличие от современного человека первобытный отождествлял себя не с самим собой, а с общиной

3) Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры. Для первобытного человека религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве;

4) синкретизм может восприниматься как некий принцип мышления. Важнейшая характеристика – отсутствие четких аппозиции между такими понятиями как жизнь и смерть, живое – мертвое, духовное – материальное и т.д.







Сейчас читают про: