double arrow

Роль мифа в первобытной культуре

Миф - это попытка объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека

- это отражение действительности в конкретно чувственных образах, одушевление существ, которые мыслятся предельно реально.

Через миф передаются знания, опыт из поколения в поколение.

Выделяют следующие группы мифов:

· Космогонические мифы;

· Антропогонические;

· тотемические (о прародителе);

· календарные (о смене природных явлении, смена времен года);

· этиологические мифы (введение культурных благ, о регуляции человеческого поведения).

Исследователь С.А. Токарев сравнивает мифы со сказками, находя в них и сходства и отличия.

Сходства заключаются в антропоморфизме, а различие:

1. В миф верят, а в сказку нет

2. Миф объясняет какую-то черту окружающего мира, а сказка служит для развлечения

3. В мифе есть особое «мифологическое время» - это стародавнее времена, которые отдалены от современности значительным промежутком времени.

Причины появления мифа связываются с потребностью человека объяснять явления окружающего мира, что на прямую связано с ростом любознательности и производительных сил человека.

Миф имеет синкретически характер. Он является доминантой первобытной культуры и поэтому в мифе запечатлевается все то, что видит вокруг себя.

Миф повествует о событии которое происходит в неком правремении (сакральном или священном) в этом времени действуют предки, т.е тотемы или духи,которые оказываются бессмертными. Правремя может рассматриваться как время перводействии, как эпоха первовещей (превый огонь, первый дом). Время же в котором живут племена составляющее миф это профанное время (время истории, где совершаются реальные события).

Главная задача мифа – превратить хаос в космос. Космос - это порядок, структура мира, который застал человек. Космичский порядок имеет трех частное деление – это небо, земля и подземное царство. Время мифа может рассматриваться как время сновидения. Это говорит о том, что события правремени могут появляться в снах человека. И миф становится вестью, которая доходит до нас со времен творения.

Мифы были изучены психологами 20 века. К-Г. Юнг. Является учеником Зигмунда Фрейда. Он соглашается с тем, что бессознательное лежит в основе поведения человека. Но бессознательное носит коллективный характер над индивидуальном. Он вводит понятие как «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное – это сама древняя форма человеческого духа, некие общие человеческие представления о том или ином явлении. Структуру задают архетипы, которые влияют на поступки человека на отношения с окружающей средой.

Архетип – это форма без собственного содержания, которая является важнейшей структурной единицей коллективного бессознательного, организующая и направляющая психические процессы. Архетип проявляет себя в виде символов (образы героев, мифы, фольклор).

Можно сделать вывод: архетипы фиксируют в себе обобщенный опыт человечества, опыт предков, который передается следующим поколениям, а значит и мифы есть не что иное, как память о тех временах, которые человеком уже забыты. Все что произошло в мифе было на столько давно, что память уже воспроизвести не может. Вся мифология – проекция коллективного бессознательного.

Д.З. Посмотреть «Король лев». Реализация мифологической модели. Пример трансформации мифа в массовом сознании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: