double arrow

Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны


Глава 16

В послевоенный период мир претерпел существенные гео­политические изменения. На развитии образования особен­но сказалось то, что после окончания войны Европа оказа­лась разделенной на сферы влияния стран-победителей. Боль­шинство государств оказались под влиянием США и Великобритании, ряд стран Восточной и Центральной Ев­ропы контролировались Советским Союзом. Германия была поделена на две части с различными политическими систе­мами. Даже город Берлин был разделен на Восточный и За­падный. Западный Берлин фактически стал отдельным госу­дарством. Политологи стали употреблять термины «Запад» и «Восток». К странам Запада стали относить Францию, Ита­лию, Испанию, страны Скандинавии, Западную Германию (Федеративная Республика Германии – ФРГ), Бельгию, дру­гие страны Западной и Центральной Европы и, конечно, страны-победители – США и Великобританию. К странам Востока стали относить территории, которые были освобож­дены непосредственно советскими войсками и в которых были образованы органы государственного и политического уп­равления под контролем СССР. К ним относились Прибал­тика, Польша, Восточная Германия (Германская Демокра­тическая Республика – ГДР), Болгария, Чехословакия, Вен­грия, Югославия и Албания. В число стран социалистического лагеря входили также Китай и Монголия.




Сложившаяся в мире политическая ситуация позволяла говорить о делении мира на страны с двумя различными политическими системами: демократической ориентации, или, как их называли сторонники марксизма, капиталисти­ческие, и страны социалистического лагеря. Кроме того, вы­делялась группа экономически слабо развитых или развива­ющихся стран – стран третьего мира. Сложилась ситуация противоборства коммунизма и капитализма. Идеологическое и экономическое противостояние двух политических систем получило название холодной войны.

По окончании второй мировой войны в странах Запада началось восстановление национальных систем образования, существовавших в довоенную эпоху и разрушенных во время войны. Нужно отметить широкое распространение при этом педагогических идей и опыта, характерных для США.

Коренное изменение претерпели системы образования и педагогическая мысль в странах Восточной Европы. Образова­ние в этих государствах создавалось практически заново, по советскому образцу. Школа оказалась под господствующим влиянием коммунистической идеологии.

Восстановление хозяйства во всех странах Запада прово­дилось параллельно с его модернизацией, что также можно отнести к важным факторам развития образования. Новые промышленные технологии, новые отрасли производства, новые профессии и т.д. влияли на развитие содержания об­разования. Во всех странах проявлялось стремление совер­шенствовать систему образования, хотя происходило это по-разному. Для стран Запада в целом было характерно прежде всего стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения. В то же самое время новые государства социалистического лагеря перестраивали все формы общественно-политической жиз­ни в соответствии с навязанной им после войны социалис­тической политико-идеологической системой. В сфере обра­зования это означало создание школьных систем, близких к той, которая сложилась в Советском Союзе.



Препятствием на пути развития школы в послевоенный период в странах Восточной Европы стал «железный зана­вес»: опасаясь идеологического влияния Запада, страны со­циалистической ориентации прекратили культурный обмен с народами Западной Европы, заменив его пропагандой со­ветской идеологии. Почти пятьдесят лет народы Востока и Запада Европы не имели друг о друге достоверной информа­ции, были лишены свободы передвижения, возможности на­учных контактов и даже поддержания родственных связей, что являлось настоящей трагедией для многих семей, в час­тности в Германии. Железный занавес, а также идеологизация общественной жизни в странах Восточной Европы и СССР фактически привели к возникновению двух направле­ний в развитии педагогической науки, столь различных и невзаимосвязанных, что в обиходе «советская педагогика» и «буржуазная педагогика» стали обозначать принципиально разные науки. Аналогичные явления наблюдались и в психо­логии, и в философии, и в других общественных науках. Бо­лее того, в социологической и психолого-педагогической науке советского периода можно встретить трактовки поня­тия «личность советского человека» как человека особого, отличающегося по многим психологическим характеристикам от всех остальных людей, живущих на планете.



Отдельно следует выделить особенности развития школы и педагогической науки в странах бывшего соцлагеря в пос­леднем десятилетииXX в. Демократические преобразования позволили восстановить научный диалог между педагогами Востока и Запада, объективно оценить достижения друг дру­га в сфере образования, приступить к решению проблем, требующих международной координации. Вместе с тем воз­ник и ряд серьезных проблем, связанных с попытками сле­пого копирования педагогами стран Востока того, что было наработано западной наукой и школьной практикой. Возникла тенденция отрицания собственного научного и практичес­кого опыта в сфере образования, собственных образователь­ных традиций.

В последнее десятилетиеXX в. в большинстве стран евро­пейской цивилизации прослеживается тенденция к демокра­тизации и гуманизации образования. Признание человека и его прав приоритетной ценностью стало одним из важнейших достижений международной дипломатии после второй миро­вой войны. Права человека и права ребенка, признанные меж­дународными конвенциями, во всем мире дали толчок разви­тию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на максимальный учет потребностей и воз­можностей духовного и физического развития личности.

Ряд социально-экономических явлений, объективно су­ществующих во всем мире, обусловил возникновение в сфе­ре образования всех стран таких направлений, как экологи­ческое воспитание и борьба с детской преступностью и нар­команией.

В последней четвертиXX в. в мире широкое распростране­ние получила футурология – прогнозирование социальных процессов, вобравшая в себя методы и знания многих наук. Возможно, не лишены оснований прогнозы футурологов от­носительно того, что в концеXX столетия появятся зароды­ши формирования постиндустриального общества, которое приходит на смену индустриальному. Одну из последних кон­цепций этой стадии общественного развития представляет собой теория информационного общества. Предполагается, что это будет общество, в котором главное место займет научная информация, управление ее распределением и потреблени­ем, когда внедрение новых технологий будет происходить очень быстро, а расходы на создание нового оборудования, по мне­нию некоторых экономистов, станут сопоставимыми стоимо­сти самой технической идеи.

В концеXX в. электронно-вычислительная техника как но­вое средство обработки и хранения информации стала по­вседневным атрибутом научной и деловой жизни общества. Необходимость и неизбежность внедрения в образование ком­пьютерных средств очевидна, но процесс обучения с приме­нением персональных компьютеров изучен весьма слабо. Ме­дицинские, психологические и педагогические требования к применению компьютерных средств учащимися только пред­стоит разработать, и это является одной из важнейших задач теории и практики образования, психологии и медицины.







Сейчас читают про: