Религиозные верования славян

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимойприроды и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца - Дажьбог. Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молнией. Ветер имел свое божество - Стрибога. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая.

Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение.

Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались как и род.

С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок - дедушка домовой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, пронизавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ, в лесу (лешие), и в воде (водяные).

Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создавался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали “поворот солнца на лето” особым праздником - колядою. За этим праздником следовали другие в честь того же солнца - проводы зимы, встреча весны (”красная горка”), проводы лета (праздник “купалы”).

Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - “радуница”, был летний праздник “русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда - к Святкам, проводы зимы - к маслянице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: