double arrow

Вопросы и задания. В XVII В. Продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерскиемосковскогокремля

ИТОГИ

ТЕАТР

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В XVII в. продолжается начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерскиеМосковскогоКремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д.

Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

10.1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

10.2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления ставили по праздникам

10.3. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы масленицы и др.), выступления скоморохов.

11.1. Русская культура ХVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования ХVIII в.

11.2. Переходный период характеризуется острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.

11.3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявились в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

11.4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.

11.5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было форомирование русской национальной культуры.

1. Почему ХVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Покажите на примере изобразительного искусства (литературы, архитектуры), что в русской культуре этого периода старина и новизна перемешались.

2. В чем выразился процесс обмирщения русской культуры ХVII в.?

3. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в конце ХVII в.? Докажите, что московское барокко является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.

4. В чем проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?

5. Согласны ли Вы с утверждением, что русская культура развивалась в рамках общеевропейской? Обоснуйте свое мнение.

литература

  1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа, XVII-первая четверть XVIII в. М., 1976
  2. Виппер Б.А. Архитектура русского барокко. М., 1970.
  3. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М., 1972
  4. История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980
  5. Коваленская Л.М. История русского искусства XVII в. М., 1962.
  6. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955.
  7. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984
  8. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1982

Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: