Особенности(условия) формирования нового общественного строя

Развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 65. Общественно-политическое

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Назовите основные источники накопления в ходе индустриализации. Раскройте теорию первоначального социалистического накопления, которую отстаивали Е.Преображенский, Л.Д.Троцкий и др.

Назовите причины хлебозаготовительного кризиса 1928-1929 гг. и его по следствия.

Кто в партии выступил против возведения чрезвычайщины в систему? Какова судьба этих людей?

4. Что такое сталинский неонэп?

5. С помощью статистических данных покажите, была ли выполнена первая пятилетка?

литература

  1. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932. - М., 1989.
  2. Дмитренко В.П. Формирование административно-командной системы в 20-30-е гг. - М., 1992.
  3. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1996.
  4. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.
  5. Осокина Е.А. За фасадом сталинского изобилия: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927-1941. М., 1997.
  6. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. Ч.III.Р.1-3. М.,1999.

1.1. Особенностью России 1920-х гг. являлось экономическое отставание от передовых капиталистических стран, несформированность гражданского общества, низкий культурный уровень населения. Сюда следует отнести также своеобразие социальной структуры, которое заключалось в преобладании крестьянства в общем составе населения.Доля сельских жителей в четыре раза превышала долю горожан (81-82% против 18-19% к концу 1920-х гг.). Эта часть российского общества являлись носителями традиционалистского сознания, которому был близок комплекс идей социалистического учения. Рабочие также не отличались высокой сознательностью, большинству были чужды ценности капиталистической системы.

1.2. Низкий социально-экономический и культурный уровень. Свыше половины взрослого населения России было неграмотным (1926 г.- 43% в возрасте 9-49 лет). К 1936 г. среди рабочих было 4 млн. человек неграмотных и 3 млн. малограмотных. Малообразованные, они в силу своего низкого социального статуса, так же, как и основная масса крестьянства, слабо интересовались политическими процессами. Только сознательная вера в светлое будущее вселяла в них убежденность в правоте избранных партией методов его приближения. Как писал Н.А.Бердяев, появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как социальное служение.

1.3. Марксизм-ленинизм и характер коммунистической партии. Завершившаяся Гражданская война привела к окончательному установлению однопартийной системы в СССР и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы и классовой непримиримости. Под влиянием двух войн и социального противостояния произошло установление в стране диктатуры партии, которая привела к деформациям в общественно-политической системе советского государства. Строгая централизация и партийная дисциплина, а также предпринятые меры по борьбе с внутрипартийными фракциями в ВКП(б) привели к установлению единомыслия в ее рядах.

1.4. Бюрократизация государственного и партийного аппарата. В течение 20-х гг. стало заметным усиление позиций узкого слоя управленцев, именуемого бюрократией (или номенклатурой). Окончательная концентрация власти в ее руках произошла после перехода к форсированному развитию. Огосударствление экономики резко усилило роль и полномочия управленцев, которые превратились в распорядителей коллективной собственности. Низкий уровень профессиональной и политической культуры партийных работников вынуждал их аппелировать к авторитету власти, однако полностью не исключал инициативу с мест.

1.5. Амбиции большевистских лидеров. Лидеры партии большевиков не были лишены политических амбиций. Это показал ход внутрипартийной борьбы 20-х гг., который по сути превратился в схватку за лидерство в партии. Победителем из нее вышел Сталин, о котором еще в 1922 г. В.И.Ленин написал, что он, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руказ необъятную власть. Нелестная оценка была дана также Троцкому как человеку, чрезмерно хватающему самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела. Личностный фактор стал одной из главных причин раскола в партии (чего так опасался Ленин).

Сталин, отличавшийся особой жестокостью и жаждой абсолютной власти, раправился с политическими оппонентами, для чего им был предпринят важный пропагандистский ход. Он вынес из сферы узких внутрипартийных споров на поверхность популистский лозунг о возможности победы социализма в одной стране, благодаря чему получил широкую поддержку в массах. Это дало повод общественному коллективистскому сознанию оценивать дело Сталина как продолжение дела Ленина.

1.6. Внешнеполитические факторы Особое значение для складывания политического режима советского типа имел международный фактор. Необходимость преодоления технико-экономической отсталости при отсутствии внешних источников накопления служило одной из причин чрезвычайной мобилизации материальных сил и ресурсов. Атмосфера капиталистического окружения, нагнетание военной угрозы, жизнь в ожидании постоянной опасности и неотвратимости войны наложила отпечаток на моральное состояние в обществе. Образ внешнего врага одновременно помогал создавать образ врага внутреннего. В этой ситуации люди готовили себя к лишениям, преодолению трудностей, самопожертвованию, они поддерживали политику партии, направленную против тех, кто мешал строить социализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: