Локально-историческая.
I. Теории изучения исторического развития России в ХХ веке
IХ – ХХ вв.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Василий Михайлович Суверов
Оглавление
Предисловие........................................................................................................ 3
1 Средневековый период отечественной истории. Древняя Русь,
Московская Русь, Россия (VI-ХVII вв.)........................................................ 4
1.1 Древняя Русь (VI – XIII вв.)........................................................................ 4
1.2 Формирование российского национального государства
(XIV - XVI вв.)......................................................................................... 32
1.3 Россия на пороге Нового времени (ХVII в.)............................................ 55
2 Российская империя в ХVIII - первой половине XIX вв............................ 73
3 Мир и Российская империя во второй половине XIX - начале XX вв..... 106
4 Потрясенный мир и утверждение Советского государства..................... 140
5 Положение в мире и Советский Союз в 20 - 30-е годы............................ 166
6 Советский Союз в годы Второй мировой войны...................................... 180
|
|
7 Послевоенный мир и Советский Союз (вторая половина
40-х - начало 60-х годов)............................................................................ 189
8 Мировое сообщество, распад СССР и рождение новой России............... 203
9 Приложения................................................................................................. 214
9.1 Тесты по отечественной истории............................................................ 214
9.2 Итоговый тест.......................................................................................... 223
Рекомендуемая литература............................................................................. 228
Учебное пособие
Редакторы Л.Печенева,
В.Красильникова,
Г.Старостина
И.Баранов
Подписано в печать 15.05.98 г. Формат 1/16 60х84.
Печать-ризография. Усл.п.л. 13,48. Уч-изд.л. 13,02.
Тираж 180 экз. Заказ 98 -
Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И.Ползунова, 656099, г.Барнаул,
пр-т Ленина, 46
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 020822
от 21.09.93 г.
Отпечатано в типографии АлтГТУ
Теории изучения исторического развития России:
1.религиозно-историческая;
2.всемирно-историческая:
• историко-материалистическое (формационное);
• историко-либеральное (модернизационное);
• историко-технологическое (модернизационное);.
– Сторонники религиозно-исторической теории смысл пребывания человека на Земле видят в движении его к Богу, в победе духовной составляющей над материальной, плотскими страстями1.
– Сторонники всемирно-исторической теории смысл жизни человека видят в стремлении его к материальным благам, зависящим от общемирового прогресса2.
– Сторонники локально-исторической теории смысл жизни человека видят в продлении жизни, сохранении здоровья, обеспечивающихся единством человека и среды обитания3.
|
|
В русле этих трех теорий (мировоззрений) факты истории России XX в. получили разные объяснения со своими оценками и выводами.
Предметом изучения религиозно-исторической теории является движение человека к Богу.
Христианская теория трактует XX век в русской истории как время смут и потрясений, ставших результатом наступления сил Зла, их атак на Православие. На рубеже XIX–XX веков усилилось расцерковление русской жизни, оказалась окончательно утраченной симфония власти и религии. Императорская власть, подчинив себе Церковь, добилась формализации и выхолаживания ее снижению тонуса духовной жизни общества и подрывало самую власть.
В начале XX века раскололось общественное сознание, им была утрачена цельность мировосприятия, характерная для Православия. До этого времени Церкви удавалось внедрять в сознание людей общие для подавляющего большинства идеалы и ориентиры. После того, как в 1900–1917 годах «расплодилось» огромное количество партий, голос Церкви оказался заглушен. Все партии – почти без искажения – узкопартийные интересы ставили выше общегосударственных. Они зацикливались на какой-либо одной доминанте, будь то классовая борьба, либеральные права, аграрный или национальный вопрос. Тем самым «выдирались куски» из многосложной социальной деятельности, а итогом становилась фрагментация народного мироощущения, дотоле сохранившего цельность. Это с неизбежностью вело к общественной смуте, к разведению людей по разным сторонам баррикад. Пиком межпартийной борьбы стала гражданская война 1918–1921 годов, унесшая миллионы жизней.
В 1917 году в России произошел общественный слом, после которого здесь утвердился марксизм – не в последнюю очередь потому, что ему удалось «оседлать» часть созидательной энергетики, исходившей от православия и инерционно еще жившей не уровне народного сознания, наполнявшего марксизм мессианским смыслом, связывающего его с идеями социальной гармонии. Однако сама по себе марскистская теория страдала западной механической рациональностью и толмудической зашоренностью. Марксизм парадоксальным образом трансформировался в квазирелигигию, но духовная энергетика подпитывавшая его, с течением времени «выветрилась», а марксизм – как любая религия без Бога –тихо «скончался».
На смену марксизму пришел радикальный либерализм – явление еще более бездуховное и низменное. Навязываемая им общественная модель строится на искусственной иерархии, эгоизме, потребительстве, является убогим подражанием тому, что уже пережито Западом. Радикал-либерализм вступил во фронтальное столкновение с советской системой, ставшей результатом постепенной трансформации марксистской доктрины на российской почве с ее историческими токами, исходящими из православных традиций. В генетической памяти людей по-прежнему живы естественные нравственные чувства, что стало источником возрождения в конце XX века Русской Православной Церкви, противопоставившей вековые этические заповеди вульгарно-социологическим схемам. Противостояние сил Добра и сил Зла продолжается.