АД42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина

АД41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.

Конституционные реформы, проведенные царским правительством в ходе и после революции 1905— 1907 гг., внесли ряд изменений в государственный строй России. Булыгинский проект (1905) создания высшего законосовещательного представительного органа — Государственной думы, а затем Манифест 17 октября 1905 г. заложили основы формирования этого органа власти. Члены Думы избирались сроком на 5 лет; возрастной ценз избирателей— 25 лет; голосование велось по куриям (группам избирателей), выборы не были равными; права голоса не имели женщины, военнослужащие, некоторые категории рабочих, часть “инородцев”. Верхний палатой парламента стал Государственный совет, имевший право вето. Император сохранял за собой всю полноту власти: правительство было ответственно лишь перед ним, он имел право распустить Думу, принимать указы без ее ведома. Таким образом, в России возникла новая форма государственного устройства — “думская” монархия, не являвшаяся еще конституционной в чистом виде. В 1 и II Государственной думе (27 апреля — 8 июля 1906 г., 20 февраля — 3 июня 1907 г.) большинство составляли кадеты и трудовики. Основная борьба разгорелась по аграрному вопросу. Оба созыва Думы, “разжигающие в народе революционные настроения”, были распущены. 3 июня 1907 г. был принят новый избирательный закон, ограничивавший права крестьян и рабочих. III Дума (1907—1912), в которой преобладали октябристы и крайне правые, проводила политику лавирования между различными политическими силами (российский “бонапартизм”). В IV Думе (1912—1917) большинство мест полу чили октябристы, правые и кадеты. Первая мировая война и порожденные ею трудности и проблемы определили переход части членов IV Думы, в том числе и октябристов, в оппозицию к царскому правительству. Опыт российского парламентаризма, накопленный за годы деятельности 1—IV Государственной думы, представляет значительный интерес в условиях проводимых в наше время общественных преобразований и реформ.

Царское правительство пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX—XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте (можно дать его характеристику), который много сделал для превращения России в индустриальную страну. При нем был осуществлен ряд важных мер: развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа; введение винной монополии; государственное регулирование внутренней и внешней торговли; расширение частного предпринимательства; стимулирование иностранных капиталовложений; гибкое налоговое законодательство; укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля и т. д. Витте были внесены предложения о разрушении крестьянской общины, об улучшении положения рабочих, но они не нашли поддержки. В начале XX в. в стране наблюдалось обострение социально-экономических и политических противоречий. Власть оказалась неспособной разрешить их путем последовательных реформ как в экономической, так и в социально-политической области.

П. А. Столыпин — премьер-министр России с июня 1906 г., один из авторов избирательного закона 3 июня 1907 г., позволившего сформировать III Государственную думу и подавить революционное движение. Под его руководством было начато осуществление ряда реформ, в частности предусматривавших введение всеобщего начального образования, строительство железных дорог и развитие других видов транспорта, расширение местного самоуправления и т. д. (можно дать более развернутую характеристику личности и взглядов Столыпина). Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложения об аграрных преобразованиях (указ от 9 ноября 1906 г. и др.). Основные направления аграрных преобразований: предоставление крестьянам права выхода из общины с получением в личную собственность общинных земель; передача Крестьянскому банку части государственных удельных земель для продажи крестьянам (банк также скупал с этой целью помещичьи земли); стимулирование переселения крестьян из Центральной России в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Реформа коснулась в основном лишь части крестьян (кулаки, зажиточный слой). Основная масса крестьян воспротивилась насильственному разрушению общины. Переселенческая политика удалась лишь частично. Трудности, с которыми сталкивались переселенцы на новом месте, вынуждали многих из них возвращаться обратно. Аграрная реформа в целом способствовала созданию рынка свободных рабочих рук, приобщению части крестьян к товарному производству, т. е. продвижению России по пути капиталистического развития. Однако реформа не смогла смягчить социальные противоречия в обществе. Напротив, усилившееся расслоение российской деревни вело к революционизированию ее беднейшей части. Реформа вызвала противодействие со стороны и левых и правых сил. Убийство Столыпина в 1911 г., потеря властью интереса к проведению преобразований, противодействие крестьян (в силу традиционной, общинной психологии) не позволили завершить реформу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: