double arrow

I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 2 страница

С усилением «табачной лихорадки» главным способом и обыденной
практикой приобретения земли в колонии стало получение подушного
права, которое оформлялось местной администрацией. Получение этого
права сопровождалось бесчисленными ухищрениями и злоупотреблениями.
Они применялись, чтобы обойти законную процедуру и получить возмож-
но больше земли: одного и того же человека регистрировали по нескольку
раз; капитаны выдавали своих матросов за привезенных сервентов, а по-
лучив патент на землю, продавали его, отплывая из Виргинии; в списки
включались «мертвые души»; клерки, получая взятки, смотрели на все
сквозь пальцы, сами продавали патенты хозяевам мнимых сервентов,
колонистам, которые, съездив в Англию, возвращались домой, и т. д.
Приобретение участка по подушному праву постепенно превращалось в
осложненную форму покупки земли.

Земля Виргинии в значительной части была еще девственной. Рас-
чистка ее для основания табачной плантации поглощала много време-
ни и значительные силы. Разведение табака — трудоемкая работа.
За 5—6 лет он истощал почву, что требовало перенесения плантации на
Другое место, которое было необходимо готовить заново. Без рабочей
силы, дополнительной к той, которой мог обладать один колонист, пусть
с семьей, создать доходную плантацию было очень трудно. Дополнитель-
ная рабочая сила — сервенты — доставлялась из Англии за немалые
деньги.

Иначе говоря, чтобы вести доходное хозяйство, необходимы были
средства. Бывшие акционеры и колониальные чиновники не всегда имели


I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




их в достаточном количестве, а также не всегда обладали нужными дело-
выми качествами. Поэтому с течением времени крупными влиятельными
землевладельцами и табачными плантаторами становились главным обра-
зом предприимчивые люди, располагавшие средствами. Добывались эти
средства зачастую самыми темными путями, порой ценой преступлений.
Средства пускались «в дело». В Виргинии это было экстенсивное табако-
водство, ориентируемое на экспорт для получения коммерческой при-
были. Тех, кому удалось разбогатеть, ведя плантационное хозяйство,
историческая традиция называет «виргинскими аристократами», хотя,
как правило, в их жилах не текло ни капли «голубой крови».

Потребность в средствах для ведения плантационного хозяйства уве-
личивалась по мере постепенного падения цен на табак (конкуренция
английских Бермудских островов, колоний других держав), что толкало
к расширению посадок табака. Отсутствие средств на приобретение до-
полнительных подушных прав и сервентов делало бедных землевладель-
цев неконкурентоспособными. Их положение осложнялось к тому же
политикой метрополии, стремившейся поднять цены на табак сокраще-
нием его посадок или уничтожением низких сортов. Если повышение цен
при этом компенсировало в какой-то мере потери крупных землевладель-
цев, то потери мелких оказывались невосполнимыми, что вело к разоре-
нию. За счет освободившихся сервентов число мелких землевладельцев
почти не увеличивалось.

С ликвидацией компании перестало действовать введенное ею, но еще
не успевшее войти в полную силу правило о наделении сервентов зем-
лей. Для частных контрактов такое правило с самого начала не было
обязательным. Никакого нового законодательства в этом направлении не
появилось. Перемены же, происшедшие в жизни Виргинии после ликви-
дации компании, создали условия, при которых положение сервентов не
могло не ухудшиться. Заинтересованность хозяев в рабочих руках и ин-
тенсивности труда сервентов привела к усилению эксплуатации послед-
них. Укрепление позиций местных «аристократов», их присутствие в
совете колонии — главном судебном учреждении страны — позволяли им
устанавливать правовые нормы, которые служили их интересам. Такой
нормой становилось постепенно подписание контракта только хозяином.
Так бывало и ранее, но обманным путем. В результате представление о-
сервенте как о юридическом лице изживалось, утверждался взгляд на
него как на часть имущества хозяина, которым тот мог распоряжаться
так же свободно, как остальным своим имуществом.

Обязательство о передаче земли сервенту, даже если оно включалось
в контракт, во многих случаях не выполнялось с помощью всяческих
уловок (долги, возмещение нанесенных убытков, умышленное уничтоже-
ние хозяевами контрактов, и т. д.). Нередко оно выполнялось недобросо-
вестно — выделением неочищенного или трудновозделываемого участка,
который колонист не мог обработать физически. Даже приличный надел
часто оказывался не под силу бывшему сервенту, не имевшему средств.
на обзаведение необходимым инвентарем и семенами. Его возвращали
бывшим хозяевам за мизерную плату, иногда просто забрасывали, ища
счастья в другом месте. Условие о предоставлении земельного участка
заменялось иногда другим — выплатой небольшого вознаграждения, как
правило табаком или выдачей одежды и необходимых инструментов,
разумеется по истечении срока контракта. Хозяева зачастую не выпол-


няли и этих условий. Суровость обращения с сервентами и жестокость
применяемых к ним наказаний были обычаем виргинской жизни.

Косвенное и прямое принуждение, насилие лежали с самого начала
в основе отношения к сервенту. Даже если он добровольно соглашался
ехать в Америку, то не от хорошей жизни подписывал кабальный конт-
ракт. Насилие, скрытое или открытое, лишало сервента земли в Вирги-
нии и во всяком случае затрудняло ее получение. Это была экономиче-
ская потребность хозяйства колонии. Плантационному хозяйству колонии
требовались именно сервенты — бесправные, закабаленные работники без
земли, чей труд обеспечивал производство табака на продажу и получе-
ние от этой продажи коммерческой прибыли.

Сервенты Виргинии являлись теми экспроприированными труженика-
ми (составляя их часть), которые в Англии, лишившись земли и орудий
труда, становились пополнением и резервом работников капиталистиче-
ских мануфактур, а также батраками и арендаторами у землевладельцев,
переходивших на буржуазные методы ведения хозяйства. Иначе говоря,
в Виргинии создавалось капиталистическое производство, но на уровне
и в форме, которые соответствовали времени и месту: неразвитым тогда
капиталистическим отношениям в Англии и специфическим условиям
производящей табак колонии. ЗО-е годы XVII в. были периодом станов-
ления в Виргинии отношений, просуществовавших до конца колониаль-
ного периода.

Сервенты оказывали посильное сопротивление эксплуатации и угне-
тению: убегали в леса, жаловались на хозяев колониальным властям и
в местные суды, убивали хозяев за причиненные обиды. Однако вера в
освобождение по истечении срока контракта и надежда на получение
земельного надела, с одной стороны, суровость наказаний за неподчине-
ние хозяевам и побеги — с другой, а также страх перед индейцами сдер-
живали освободительные порывы и мешали сколько-нибудь серьезной
организации сил для активных выступлений.

Хотя приток сервентоЕ в указанные годы не прекращался, он не удов-
летворял потребностей виргинского хозяйства. Делались неоднократные
попытки превратить в рабов индейцев. Все они не дали сколько-нибудь
заметных результатов. Индейцы или сопротивлялись порабощению, или
уходили из мест, близких к европейским поселениям. Захваченные в
плен и обращенные в рабов убегали или гибли, не вынеся неволи.
Поэтому к плантационному хозяйству сразу же были приобщены появив-
шиеся в колонии новые рабочие руки. То были руки черных невольни-
ков — рабов не временных, не по контракту, рабов пожизненных.

Первую партию негров-рабов продал виргинцам в 1619 г. голландский
капитан. Английские купцы и виргинские плантаторы не сразу поняли
представлявшиеся им возможности работорговли и рабовладения. Рево-
люционные события 40-х годов в Англии и колониях, а затем войны анг-
личан с голландцами и французами в 50-е годы задержали внедрение
рабства негров в виргинское хозяйство. Но, возникнув в 1619 г., оно по-
степенно становилось неотъемлемым элементом социально-экономической
структуры колонии. С появлением в стране «черных рабов» сервентов
все чаще стали именовать «белыми рабами».

События в Англии, отвлекавшие правительство от дел колонии, спо-
собствовали тому, что Генеральная ассамблея, которую с самого начала
местные «аристократы» использовали в своих интересах, оказалась пол-



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




ностью в их руках. Они довольно решительно отвергали все королевские
проекты, которыми правительство хотело поправить свои финансовые
дела за счет пошлин на торговлю табаком.

Карл I терпел самоволие виргинских «аристократов», не имея ни
средств, ни сил для решительной акции. К тому же он надеялся сделать
колонистов своими союзниками в борьбе с парламентом. Чтобы как-то
держать их в узде, король не говорил своего последнего слова о статусе
ассамблеи, которая, как и учредившая ее компания, могла быть ликви-
дирована его волей. Со своей стороны ассамблея, отстаивая свои интере-
сы, одновременно, чтобы не прогневать короля, выражала лояльность
«делу монарха». Положение изменилось в 1630 г., когда из Лондона
в Виргинию прибыл губернатор Джон Харви.

Харви служил до этого в военном флоте и привык к беспрекослов-
ному подчинению подвластных ему людей. Он считал такое подчинение
обязательным и для колонистов. Это не могло нравиться «аристократии»,
привыкшей к своеволию. Харви к тому же стремился установить хоть
какой-нибудь правопорядок в графствах, на которые при нем была раз-
делена Виргиния и в которых самоуправство местных «аристократов» не
знало границ.

Возникшие трения приняли характер конфликта, когда в 1635 г.
Карл I прислал новый проект повышения пошлин на табак, а губерна-
тор, следуя инструкциям, попытался вынудить совет колонии согласить-
ся с королевским требованием. Члены совета обвинили губернатора в пре-
вышении власти и множестве злоупотреблений. Харви пригрозил аресто-
вать главных фрондеров. Совет потребовал, чтобы губернатор покинул
колонию. Харви отказался. «Аристократы» собрали ассамблею, которая
утвердила требование совета и избрала нового губернатора — колониста
Джона Веста. Харви покинул Виргинию.

Карл I воспринял случившееся как мятеж. Он отправил Харви обрат-
но, но не дал ему солдат. Губернатор оказался совершенно беспомощ-
ным, на положении ссыльного. В 1639 г. на место Харви король назна-
чил виргинского плантатора Фрэнсиса Вайатта.

Изгнание Харви — первое зримое и ощутимое выступление англий-
ских поселенцев Виргинии против королевской администрации и коро-
левской политики. Однако оно не было, как утверждают многие амери-
канские историки, ни народным, ни демократическим.

Виргинцы 1635 г. не составляли ни нации, ни народа. То было по-
селение англичан в 5 тыс. человек, из которых 2 тыс. прибыли в страну
в указанном году. Никаких доказательств участия в выступлении рядо-
вых колонистов, народа или провозглашения каких-либо демократиче-
ских прав или требований не имеется. Харви изгнали «аристократы».
Им это удалось и без последствий благодаря затруднениям королевского
правительства в метрополии, отсутствию у губернатора собственных
вооруженных сил, благодаря связям виргинских «аристократов» с нема-
лым числом влиятельных людей в столице, заинтересованных в табачной
торговле.

Сделав это, «аристократы» утвердили себя родоначальниками господ-
ствующего класса колонии. Они стремились, насколько возможно, освобо-
диться от политических ограничений и материальных потерь, которые
были связаны с господством метрополии. Если их верхушечный бунт
представлял собой также оппозицию этому господству со стороны других


колонистов, то только как проекция в будущее. Теперь результатом бун-
та «аристократов» было установление в колонии их власти. То была
власть олигархии, направленная на эксплуатацию белых и черных рабов,
на подчинение и закабаление мелких землевладельцев и других, юриди-
чески свободных, но малоимущих или неимущих колонистов.

3. НОВАЯ АНГЛИЯ

Во времена Елизаветы утверждение англиканской церкви в стране и
прочная королевская власть рассматривались большинством подданных
как противовес испанско-католической угрозе. Это сдерживало недоволь-
ство тех, кто считал реформацию местной церкви незавершенной. При
Якове I, который искал сближения с Испанией и которого многие подо-
зревали в тайных симпатиях к католицизму, движение за реформацию
усилилось. Оно развивалось вместе с ростом политической оппозиции,
направленной против самодержавных амбиций монарха и его стремления
укрепить разрушавшиеся феодальные институты. Знаменем противников
существующей власти стал пуританизм — местная разновидность кальви-
низма. Пуританизм14 давал духовное оружие в борьбе за «очищение»
церкви от «папизма», государства — от его закоренелых феодальных «по-
роков» и «язвы расточительства», т. е. оружие против всего, что мешало
укреплению буржуазных отношений.

Пуританская оппозиция была неоднородна. Умеренное ее крыло, со-
стоявшее из наиболее зажиточных буржуа и «новых дворян», людей, за-
частую близких к королевскому двору, не желало серьезных потрясений.
Они считали возможным «очистить» церковь «изнутри», сохранив ее
государственное значение. В политической области они полагали доста-
точным несколько ограничить власть короля, главным образом в сфере
финансов и налогообложения. Более радикальное крыло, которое образо-
вали буржуа и «новые дворяне» победнее, добивалось независимости
церкви от государства, значительного расширения прерогатив парламента.

Положение народных масс, очень тяжелое в царствование Елизаветы,
во время правления Якова ухудшалось от совокупного воздействия про-
цесса так называемого первоначального накопления и грабительской по-
литики правительства. В ответ возникло течение крайнего пуританизма.
Его пропагандисты считали официальную церковь окончательно «испор-
ченной», неспособной к «очищению». Они отстаивали идею независимо-
сти церкви не только от государства, но и независимости каждой цер-
ковной общины — конгрегации — друг от друга. Приверженцев этой идеи
именовали конгрегационистами и индепендентами, а подчеркивая их осо-
бенность и несогласие с другими пуританами — сепаратистами и дисси-
дентами.

Сепаратизм был порожден теми же процессами, что и пуританизм
вообще, но не на том полюсе, где рождался новый эксплуататорский
класс, а на противоположном, где сгоняемые с земли крестьяне и разо-
ряемые ремесленники пополняли армию бедняков города и деревни,
пауперов, из которых составлялись ряды рабочих капиталистических
мануфактур. Их мировоззрение и протест против нужды и угнетения не
выходили за религиозные пределы. Но это были пределы, напоминавшие

14 Purus (лат.), pure (англ.) — чистый, истинный.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ}




«крестьянско-плебейскую ересь», которая из «равенства сынов божиих»
выводила гражданское равенство и отчасти равенство имущества15.
Такая ересь вызывала ненависть со стороны всех имущих классов:
в лице королевской власти, государственной церкви и традиционных
пуритан.

Характер ереси сепаратистов и форма их богослужения («невеже-
ственная», по мнению тогдашних церковных доктринеров) возбуждали
неприязнь к ним со стороны большинства соседей и родственников, ко-
торые не могли простить им решительного разрыва с остатками вековых
традиций и привычными авторитетами. Гонимые со всех сторон, сепара-
тисты вынуждены были отказаться от открытой проповеди своей веры.

В 1608 г. сепаратисты местечка Скруби в восточной Англии, группи-
ровавшиеся вокруг местного почтмейстера Уильяма Брюстера, не выдер-
жав притеснений, бежали в Голландию. Десять лет они прожили в Лей-
дене на положении бедствующих эмигрантов. Основание Виргинии под-
сказало им спасительную идею: став колонистами, они вернут себе
английское подданство, перестанут быть чужеземными париями, а нахо-
дясь далеко за морем, смогут рассчитывать на сохранение своего веро-
исповедания. Решившись на переезд в Америку, они сочли себя пилигри-
мами «Нового Ханаана» 16 — земли, где они воплотят «истинные» пред-
начертания Библии. Под названием пилигримов они вошли в историю.

Руководители лейденских эмигрантов установили связь с отечествен-
ными купцами, заинтересованными в колонизации Виргинии, и заклю-
чили с ними договор17. Пользуясь бедственным положением сепарати-
стов, купцы навязали им тяжелые условия, которые закабаляли будущих
поселенцев на долгие годы тяжелого труда и необеспеченного существо-
вания. Поэтому ехать согласились далеко не все. Чтобы пополнить числа
тех, чей труд должен был возместить произведенные затраты и принести
им прибыль, купцы набрали недостающее число людей в Англии. То были
люди, непричастные к сепаратизму. Обитателей «Нового Ханаана» ожи-
дала не только трудная жизнь, но и религиозные споры.

В августе 1620 г. корабль «Мэйфлауэр» вышел из Плимута, держа
курс на Виргинию. Из 102 пассажиров только 41 был из Лейдена,
и лишь трое из них—ветеранами Скруби. 11 ноября 1620 г. «Мэйф-
лауэр» подошел к мысу Код в Новой Англии. Так к тому времени стали
именовать северную часть Виргинии, которую не сумела освоить Пли-
мутская компания и которая перешла в руки нового хозяина — Совета
Новой Англии. Почему капитан привел туда корабль, неизвестно по сей
день. Известно, однако, что под давлением моряков, которые спешили
обратно домой, пилигримы именно там вынуждены были срочно искать
место для поселения.

11 декабря, идя на шлюпке вдоль побережья, разведчики обнаружили
удобную бухту. Там было основано поселение, которому дали название
Новый Плимут. (День высадки разведчиков в плимутской бухте отме-
чается в США 22 декабря, в связи с реформой календаря, как нацио-
нальный праздник: «День праотцов», пли «День отцов-пилигримов».)

15 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 362—363.

16 Ханаан — древнее название Палестины.

17 The Story of the Pilgrim Fathers, 1606—1623, as told by Themselves, their Friends
and their Enemies / Ed. by E. Arber. L., 1897, p. 280.


«Мэйфлауэр» ушел. Его пассажиры остались на чужом берегу без крова,
с минимумом припасов. Близилась зима.

Еще на корабле, когда тот приблизился к мысу Код, было заключено
соглашение, получившее название «Соглашение на „Мэйфлауэре"»18.
Его подписали совершеннолетние колонисты-мужчины. Оно предусмат-
ривало объединение поселенцев в «гражданский политический организм»
с целью поддержания среди них порядка и безопасности, а также созда-
ния «справедливых и одинаковых для всех законов», обеспечивающих

ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ НА «МЭЙФЛАУЭРЕ»

«всеобщее благо». Документ отражал формировавшиеся в гуще угнетае-
мых и разоряемых народных масс тогдашней Англии буржуазно-демо-
кратические взгляды, а также стремление к духовной независимости и
самоуправлению, которым были проникнуты сепаратисты, игравшие
среди пассажиров «Мэйфлауэра» ведущую роль. Этой роли они добились
благодаря своей спаянности и единодушию, а также организаторским
способностям своих руководителей: Брюстера, Уильяма Брэдфорда и
Джона Карьера, которого подписавшие соглашение избрали губернато-
ром колонии.

Недостаток припасов, наступившие холода и неопытность новоселов,
среди которых около половины составляли женщины и дети, едва не при-
вели к гибели колонии. Половина ее обитателей не дожила до весны.
Те, кто выжил, продержались на том запасе зерна, который в первые

18 Foundations, vol. I, p. 246.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




дни основания Нового Плимута был обнаружен в брошеной индейской
деревне. Индейцы Сканто и Хобомок стали их переводчиками и учите-
лями жизни в девственной стране. Они помогли колонистам заключить
мирный договор с соседним племенем вампаноагов.

Весной 1621 г. умер Карвер. Губернатором избрали У. Брэдфорда.
Почти без перерыва он правил колонией 20 лет. Опираясь на поддерж-
ку единоверцев, он установил строгую, но разумную дисциплину, а силой
своей власти и авторитета содействовал укреплению созданной в коло-
нии сепаратистской церкви. Это достигалось не без давления на инако-
верующих, но дело не доходило до воинствующей религиозной нетерпи-
мости. Основные дела колонии решались на общем собрании свободных
поселенцев (фрименов).

Юридический статут сервентов Нового Плимута не отличался от
такового в Виргинии. Подписанием соглашения на «Мэйфлауэре» всякое
формальное участие сервентов в общественной жизни прекратилось.
Их допустили к ней однажды, для того чтобы, отслужив срок контракта,
они не могли отказаться от исполнения местных законов, ссылаясь на
свободу и подчинение законам метрополии. Тем не менее отсутствие сре-
ди плимутцев резких социальных различий (не было джентльменов, не
было богатых, сервентов было всего несколько человек), элементы «кре-
стьянско-плебейской ереси» во взглядах сепаратистов — все это прида-
вало известную патриархальность отношениям колонистов и делало пер-
вое время судьбу сервентов Нового Плимута не столь тяжелой, какой
она была в Виргинии.

Осенью 1621 г. собрали первый урожай и устроили «Праздник благо-
дарения», на котором присутствовали соседи-индейцы. («День благодаре-
ния» — национальный праздник США; с 1863 г. отмечается каждый по-
следний четверг ноября.)

При отдаленности Нового Плимута от Англии и фактической неконт-
ролируемости оттуда его жизни поселенцам удалось отказаться от режи-
ма труда, который должен был повторять созданный вначале Виргинской
компанией в ее колонии. В 1623 г. пилигримы самовольно распределили
между собой земельные наделы в 1 акр и начали на них вести частное
хозяйство19. Реформа, развязав инициативу, стимулировала экономиче-
ское развитие колонии, но одновременно служила развитию социального
неравенства. Сервенты земельных наделов не получили. Увеличенные
наделы получили Брэдфорд и военачальник Майлз Стэндиш (печально
известен кровавой расправой над индейцами, собравшимися для торга
у поселения Уэссагассет).

Главное же заключалось в том, что имевший сервента или семью с
большим числом работников, а также достаточное имущество или деньги
получал возможность расширять и совершенствовать свое хозяйство, про-
давать- излишки урожая, эксплуатировать чужой труд и таким образом
обогащаться. Это не могло не сказаться на положении сервентов, от ин-
тенсивности труда которых зависел размер обогащения. Эксплуатация
сервентов возрастала, осложнялась процедура получения надела освобо-
дившимися сервентами, черты патриархальности в отношениях между
сервентами и их хозяевами исчезали.

19 Bradford's History of Plymouth Plantation, 1606—1646/Ed by W T Davis N. Y.,

1908, p. 146-147; Chronicles of the Pilgrim Fathers of the Colony of Plymouth,
1602—1625 / Ed. by A. Young. N. Y., 1971, p 347.


Указанный процесс пошел значительно быстрее после 1627 г. В этом
году восемь наиболее состоятельных колонистов выкупили у купцов их
права на Новый Плимут. Дома и скот были поделены между его свобод-
ными поселенцами. Кроме того, каждый получил земельный надел в
20 акров. Развитие частного хозяйства получило новый ощутительный

РАСПРАВА КОЛОНИСТОВ С ИНДЕЙЦАМИ

толчок. В 1630 г. плимутцы добились от Совета Новой Англии патента,
который закреплял за ними территорию Нового Плимута.

В начале 30-х годов колония насчитывала несколько сот жителей.
Появились новые поселки, новый орган управления — магистрат. Он со-
стоял из губернатора и пяти ассистентов, которых избирало Общее со-
брание. Членами магистрата, как правило, становились состоятельные
колонисты, являвшиеся к тому же влиятельными членами сепаратист-
ской церкви. Они и люди, близкие им по родственному и имуществен-
ному положению, становились местной «аристократией».

С развитием в колонии института частной собственности на землю»
с ростом связанного с этим социального неравенства в хозяйстве плимут-
цев (после первых двух разделов земли — по сути дела натуральном
крестьянском хозяйстве) начала появляться тенденция к превращению



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




его в хозяйство фермерского типа: не связанного общинными рамками
и способного производить излишки для их регулярной продажи с целью
получения выручки. В 30-е годы наиболее состоятельные и предприимчи-
вые плимутцы сбывали свои товары не только в пределах Нового Плиму-
та, но также и в соседние английские колонии и в Новые Нидерланды20
(зерно, табак, скот).

В 1636 г. Общее собрание Нового Плимута приняло «Великие осно-
вы» 21 — свод законов колонии. В этих законах линия буржуазного раз-
вития плимутского общества приобрела выпуклые очертания как в обла-
сти имущественных, так и прочих правовых установлений. Приобрели
четкость социальные различия в статуте фрименов, «обитателей» (недав-
ние колонисты, права которых были ограничены), сервентов. «Великие
основы» признавали верховное королевское владение землей колонии,
обязательство выплачивать королевскую пятину, иначе говоря, феодаль-
ные прерогативы монарха. Признавали формально. Метрополия в то вре-
мя была бессильна и довольствовалась таким признанием.

«Великие основы» были в немалой степени результатом оппозиции
колонистов безграничной власти магистрата, действия которого они хоте-
ли ограничить постоянными и едиными для всех законами. К Общему
собранию перешло, в частности, право решать вопрос о наделении зем-
лей. Однако в промежутки между собраниями магистрат стремился дей-
ствовать по-прежнему, в том числе и в вопросе о земле, самом важном
для поселенцев. Магистрат ссылался на то, что патент, предоставлявший
плимутцам территорию колонии, выдан на имя Брэдфорда. Поэтому фри-
мены добились передачи патента Общему собранию.

Основатели Нового Плимута отправились в Америку, когда Англией
правил Яков I. Карл I продолжал политику отца, проявляя в осложнив-
шихся условиях несоразмерное стремление к абсолютной власти. Для
достижения этой цели он добивался религиозного единообразия своих
подданных, что давало ему как главе церкви дополнительную власть над
ними. Принудительные меры англиканизации пуритан вызывали со сто-
роны последних упорное сопротивление, явное и скрытое. Значение пури-
танизма как знамени, вокруг которого объединялась оппозиция королю,
быстро возрастало. Король и официальная церковь отвечали репрессиями.

К концу 20-х годов XVII в. часть пуритан радикального крыла, желая
избавиться от гнета королевской власти и религиозных преследований,
но не созрев для открытой борьбы, решила последовать примеру пи-
лигримов и переселиться в Америку. То были люди, все более расходив-
шиеся с правым крылом пуритан — пресвитерианами — и дошедшие в
своем неприятии англиканской церкви до принципа конгрегационализма.
От пилигримов этих пуритан отличала принадлежность к более состоя-
тельным слоям английского общества, непосредственная связь с его бур-
жуазными и оппозиционными кругами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: