Развитие морали

Для прогресса торговли и предпринимательства необходим был комплекс нравственных правил, обеспечивающих честность в делах, выполнение обязательств, пунктуальность, а также трудолюбие, прилежание, честность и верность наемных работников. Источником этой морали в XVII - XVIII вв. могла быть только религия.

Макс Вебер рассматривал совокупность факторов, которые могли содействовать развитию современной индустриальной экономики: возникновение национальных государств, управляемых профессиональной бюрократией; прогресс научного знания; победа рационалистического сознания. Он обнаружил, что протестантизм был одной из ярких особенностей, отличающих западную цивилизацию от восточной. Протестантизм воспитал чувство преданности своей работе и «призванию», а успех в делах был признаком того, что бог избрал этого человека для «спасения». Кальвин заявлял, что «не следует добиваться богатства и почестей с помощью беззаконных действий, посредством лжи и преступлений, пожирая и унижая ближних; нам следует стремиться только к таким целям, которые не отклоняют нас от путей невинности». Учение Жака Кальвина придало труду торговца и ремесленника ореол святости, т.е. ценность и достоинство религиозного служения.

Под влиянием кальвинизма окрепло сильное индивидуалис­тическое течение, труд стал рассматриваться как инструмент осуществления божественного промысла. Макс Вебер и Тони раскрыли движущую силу протестантской этики и отметили важность отмены Кальвином запрета на предоставление процентных займов. Вернер Зомбарт отметил важную роль евреев в формировании «капиталистического мышления»: как и пуритане, они не делали различия между мирским и духовным, считали достойным приобре­тение богатства и умели накапливать большие капиталы.

Сакрализация труда кальвинистской ветвью протестантизма способствовала развитию образцов поведения, отвечающих задачам капитализма: преданность своему делу, надежность, усердие, самоотверженность, простота, бережливость, пунктуальность, выпол­нение обязательств, верность групповым интересам, т.е. ценности «светского аскетизма».

Критики такого подхода утверждают, что не протестантизм создал капитализм, а сам был порожден капитализмом, так какого верования подходили и льстили удачливым капиталистам, которые по этой причине и приняли его.

Следует отметить и такое следствие Реформации, как сокра­щение расходов на церковь (отмену церковной десятины), которое, подобно сокращению военных расходов, благоприятно для промышленного роста. Частичная конфискация церковной собствен­ности в Англии, Швеции, Дании, Шотландии и Голландии облегчала частным предпринимателям доступ к земле и минеральным ресурсам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: