double arrow

Культура Таиланда в Новое время


Последняя треть XIX в. ознаменовалась развитием в Сиаме системы образования. Появились светские школы для

детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Министерства образования. Часть учащихся направлялась на обучение за границу.

В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции, пополнявшийся не только из среды элиты, но и крестьянства, городских слоев и торговцев. В Сиаме работали английские советники и преподаватели, которые ввели британские традиции в образовательную систему. С другой стороны, здесь активно использовался и японский опыт с учетом собственной буддистской специфики. Светская система образования официально появилась лишь в 1898 г.

Большое влияние на развитие тайской литературы и искусства в Новое время оказала камбоджийская традиция с ее обожествлением монархической власти. Основным жанром стали поэтические произведения на религиозные темы, при написании которых поэтами использовалась особо сложная система стихосложения.

В Таиланде существовали три основных вида театральных драматических произведений — кон, нанг и лакон. Кон — театр пантомимы, где роли, в сопровождении музыкантов и певцов, исполняли мужчины в масках, определявшие назначение того или иного персонажа. Каждый их жест имел собственный смысл. Здесь разыгрывались сцены из «Рамаки-ан» — священного текста, составлявшего основу культа божественной власти сиамского монарха.




Нанг — театр теней, в котором также разыгрывались сцены из «Рамакиан». Лакон — театр классической драмы. Существовали две его разновидности: одна использовалась во дворце правителя, а другая — вне его. Если в первом варианте разыгрывались сцены из «Рамакиан», то во втором — народные произведения о героях, наиболее популярным из которых был «Кунг Чанг и Кун Пэн» — о приключениях одного из королевских солдат.

Очень важной считалась книга «Махачат»(«Великая жизнь») о Будде в последнем перед нирваной перерождении. Ее чтение в Новое время являлось одним из главных религиозных обрядов. На эпизоды из этой книги создавались самостоятельные поэтические произведения. Наиболее известными литераторами Нового времени являлись Си Прат, Сунтон Пу, Дамронг Рачанупати др.

В области архитектуры и изобразительного искусства преобладающими также являлись религиозные сооружения и архитектурные украшения на мотивы из священных буддистских книг. Живопись была более распространена, чем искусство скульптуры.

С XVII в. стала формироваться тайская традиционная живопись, в которой отражалась повседневная жизнь общества. Появляются иллюстрации к религиозным книгам в виде орнаментов и рисунков. Высокого уровня достигло Декоративно-прикладное искусство.

В середине XVI в. развивается строительство, возводятся дворцы правителей из дерева. Постройки из кирпича стали появляться лишь с конца XVII в., в основном, их делали для иностранцев.

В конце XIX в. наблюдается возрастание влияния западной культурной традиции, стала перениматься техника европейских мастеров. Западные архитекторы спроектировали дворец Чакри в Бангкоке, представляющий собой сочетание тайских и западных архитектурных традиций, комплекс Банг Па-ине, являющийся почти точной копией Версаля и др.







Сейчас читают про: