Учебная программа курса для специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Типовая учебная программа специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 13.03.2009 г. Регистрационный номер ТД- Е 108/тип.
Основными отличительными особенностями программы является реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, с учётом современной концепции организации учебной деятельности студентов.
История – специальность гуманитарного направленияпедагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. История восточных славян представляет собой часть истории славянских народов и всемирной истории. Она занимает важное место в системе высшего исторического образования. Курс «История России и Украины» охватывает историю России и Украины с древнейших времён до начала XXI в. Продуктивным выглядит подход к историческим этапам не как разрозненным и малосвязанным между собой событиям, а как к соподчиненному процессу.
|
|
Студенты в данном курсе познакомятся с проблемой славянской прародины и генезиса славянских народов, норманнской проблемой и образованием Древнерусского государства, политическим развитием Древней Руси, причинами и сущностью средневековой раздробленности на Руси, монголо-татарским фактором в исторических судьбах восточных славян, образованием Российского единого государства и его централизации, сословно-представительной и абсолютной монархиями, политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, историческими судьбами украинского народа, национально-освободительной борьбой украинского народа и образованием гетманского государства, казацким фактором в истории Украины.
В процессе исторического развития восточнославянских народов были созданы такие произведения зодчества, литературы, живописи, которые навеки вошли в круг немеркнущих сокровищ мировой культуры. Были сделаны великие географические открытия, освоены громадные, поистине бескрайние пространства от Балтики до Тихого океана, от Алтая и Амура до Северного Ледовитого океана. Долгой и трудной дорогой шли восточнославянские народы. История запечатлела многочисленные яростные, драматические битвы и войны, народные восстания и национальную революцию украинского народа в середине XVII в., в процессе которых выдвигались яркие фигуры национальных лидеров и народных вожаков.
|
|
Для истории России XVIII–XIX вв. оказалось характерным такое явление, как циклические повторения тех или иных этапов с постоянным возобновлением действия сложившихся в прошлом закономерностей и событий. Одна из существенных причин такой повторяемости лежит в неспособности сделать содержательные и продуктивные выводы из истории, нежелании по-настоящему учиться на старых ошибках и просчетах. Мы приблизительно и поверхностно судим о прошлом, поэтому становимся обреченными на повторение одних и тех же ошибок, блуждаем вокруг исторически схожих проблем, возникающих развилок и тупиков. Вот почему данный курс предполагает изучение такого характерного феномена российской истории, как устойчивое чередование реформ и контрреформ в общественно-экономическом развитии.
Во второй половине XIX века наблюдались кардинальные изменения в социально-экономической, общественной и культурной жизни России: проведение буржуазных реформ, утверждение капитализма, начало монополизации промышленности, торговли, банковского дела, формирование новых социальных слоев населения. В начале XX века произошла Первая российская революция, состоялось учреждение законодательной Государственной думы (крупнейшее нововведение в системе государственного механизма России), наблюдалось становление многопартийной системы, дальнейшее развитие капитализма, монополизация промышленности, торговли, банковского дела, формирование новых социальных слоев населения. Ранее отсталая Российская империя перед Первой мировой войной превратилась в сильную аграрно-индустриальную державу, занявшую достойное место на мировой арене. Значительно возросли её связи с другими странами.
Октябрь 1917 года сформулировал свое понимание общественного развития. Это было чрезвычайно насыщенное время, сложное и противоречивое в жизни восточных славян. Русская революция, тоталитарный сталинский режим, войны, неоднократный голод уничтожили миллионы людей. Однако, несмотря на эти испытания, народы России и Украины не просто выживали, но и воздвигали новые города, осваивали космос, побивали мировые рекорды. В XX в. творили выдающиеся писатели, художники, совершали открытия ученые, действовали полководцы, политические руководители.
Цельпреподавания истории России и Украины заключается в том, чтобы дать систематизированную, обобщенную характеристику основных явлений и процессов истории России и Украины с древнейших времён и до современного этапа их истории, выработать целостную систему знаний по истории России и Украины в контексте мирового исторического процесса и в тесной связи с курсом отечественной истории. Перемены в жизни современных восточнославянских государств вызывают повышенный интерес к прошлому России и Украины, заставляют переосмыслить многие исторические факты, события, процессы, толкование которых до последнего времени было зачастую односторонним, неполным, тенденциозным. Уходят в прошлое догмы и стереотипы, господствовавшие в советской исторической науке. На смену трафаретному описанию приходят оригинальные исторические концепции. Возникают споры, разворачиваются дискуссии. В конце XX века в научный оборот вводится большое количество ранее не востребованных или недоступных для исследователей архивных материалов. В ряде работ учеными поднимаются сложные вопросы индустриальной модернизации СССР, углубленно изучается опыт проведения реформ в России и Украине. Прослеживаются как количественные, так и качественные изменения.
Задачамиизучения данной дисциплины являются: формирование и развитие исторического мышления студента, формирование профессиональных компетенций историка, понимание общих тенденций и специфики развития России и Украины, формирование у студентов умения анализировать закономерности и особенности государственно-политического, социально-экономического, внутриполитического, культурного и духовного развития России и Украины с древнейших времён до начала ХХ1 вв., ориентирование студентов в дискуссионных проблемах, в современном состоянии науки, истории России и Украины, формирование умений на практическое использование знаний для анализа современности и прогнозирования будущего.
|
|
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компетенциям студента по дисциплине «История России и Украины» студент должен знать:
– главные этапы становления и развития форм государственности на территории России и Украины;
– основные модели модернизационных процессов, становления доиндустриального, индустриального общества на территории России и Украины;
– главные этапы и тенденции развития России и Украины в ХХ в.;
– место и роль России и Украины в геополитических процессах ХХ в., вклад народов в победу над фашизмом;
– место и роль Российской Федерации и Украины в современном мире в условиях глобализационных процессов;
– главные этапы и достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие России и Украины.
уметь:
– применять общеисторические принципы объективности и историзма при изучении истории и характеристике особенностей исторического развития России и Украины;
– проводить сравнительный анализ реформ и революций в процессе развития России и Украины, оценивать их результаты;
– оценивать место и роль России и Украины в мировом историческом процессе.
Учебная дисциплина обобщает результаты научных исследований по истории России и Украины. Опирается на методологические положения гуманитарных наук (политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, этнологии, этнографии, истории мировых религий, археологии). Использует материалы и результаты научных исследований специальных исторических дисциплин (источниковедения, нумизматики, исторической географии, хронологии, метрологии, антропонимики, топонимики и пр.). В разработку проблем истории славянских народов внесли свой существенный вклад советские и зарубежные историки. Дисциплина «История славянских стран (История России и Украины)» изучается студентами 1 курса специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия».
|
|
Общее количество часов 278, аудиторное количество часов – 118, из них лекции – 66, практические занятия – 52. Форма отчётности экзамен (1 семестр), зачёт (2 семестр).