Нач.2 вв. н. э – «серебряный век» римской л-ры

Литература периода империи

Литература периода гражданских войн.

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гг.

Тетрархия и правление Константина Великого

Гг.

МАКСИМИН ФРАКИЕЦ (235 – 238 гг.)

Род. в 172/3 г., военачальник

Император Цезарь Гай Юлий Вер Максимин Август

ГОРДИАН I и ГОРДИАН II (238 г.) – соправители

1) Род. в 159 г., сенатор из знатного рода, наместник провинции

Император Цезарь Марк Антоний Гордиан Семпрониан Римский Африканский Старший Август

2) Род. в 191/2 г., сын имп. Гордиана I

Император Цезарь Марк Антоний Гордиан Семпрониан Африканский Младший Август

БАЛЬБИН и ПУПИЕН (238 г.) – соправители

1) Сенатор из знатного рода

Император Цезарь Децим Целий Кальвий Бальбин Август

2) Римский градоначальник

Император Цезарь Марк Клодий Пупиен Август

ГОРДИАН III (238 – 244 гг.)

Род. в 225 г., внук имп. Гордиана I

Император Цезарь Марк Антоний Гордиан Август

ФИЛИПП АРАБ (244 – 249 гг.)

Род. ок. 200 г., префект претория при имп. Гордиане III

Император Цезарь Марк Юлий Филипп Август

ДЕЦИЙ (248 – 251 гг.)

Род. в 195 г., сенатор, военачальник

Император Цезарь Гай Мессий Квинт Деций Траян Август

ТРЕБОНИАН ГАЛЛ (251 – 253 гг.)

Род. в 206 г., военачальник

Император Цезарь Гай Вибий Требониан Галл Август

ЭМИЛИАН (253 г.)

Военачальник

Император Цезарь Марк Эмилий Эмилиан Август

ВАЛЕРИАН (253 – 259 гг.)

Род. ок. 193 г., сенатор из знатного рода, военачальник

Император Цезарь Публий Лициний Валериан Август

ГАЛЛИЕН (соправитель Валериана в 253 – 259 гг., правил самостоятельно в 259 – 268 гг.)

Род. в 218 г., сын имп. Валериана

Император Цезарь Публий Лициний Валериан Эгнаций Галлиен Август

КЛАВДИЙ ГОТСКИЙ (268 – 270 гг.)

Род. в 219 г., военачальник

Император Цезарь Марк Аврелий Валерий Клавдий Август

АВРЕЛИАН (270 – 275 гг.)

Род. в 214 г., военачальник

Император Цезарь Домиций Аврелиан Август

ТАЦИТ (275 – 276 гг.)

Богатый сенатор

Император Цезарь Марк Клавдий Тацит Август

ФЛОРИАН (276 г.)

Брат (?) имп. Тацита, префект претория при имп. Таците

Император Цезарь Марк Анний Флориан Август

ПРОБ (276 – 282 гг.)

Род. в 232 г., военачальник

Император Цезарь Марк Аврелий Проб Август

КАР (282 – 283 гг.)

Префект претория при имп. Пробе

Император Цезарь Марк Аврелий Кар Август

КАРИН (283 – 285 гг.) – император на Западе

Старший сын имп. Кара

Император Цезарь Марк Аврелий Карин Август

НУМЕРИАН (283 – 284 гг.) – император на Востоке

Младший сын имп. Кара

Император Цезарь Марк Аврелий Нумерий Нумериан Август

ДИОКЛЕТИАН (284 – 305 гг.)

Род. в 245 г., командир императорской гвардии при имп. Каре

Император Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август

МАКСИМИАН (285 – 305 гг.) – соправитель Диоклетиана

Род. ок. 250 г., военачальник, друг имп. Диоклетиана

Император Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август

ГАЛЕРИЙ (цезарь в 293 – 305 гг.; август в 305 – 311 гг.)

Род. в 250 г., приемный сын и зять имп. Диоклетиана

Император Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август

КОНСТАНЦИЙ ХЛОР (цезарь в 293 – 305 гг.; август в 305 – 306 гг.) – соправитель Галерия

Род. ок. 250 г., приемный сын и зять имп. Максимиана

Император Цезарь Марк Флавий Валерий Констанций Август

ФЛАВИЙ СЕВЕР (цезарь в 305 – 306 гг., август и соправитель Галерия в 306 – 307 гг.)

Друг имп. Галерия

Император Цезарь Флавий Валерий Север Август

МАКСИМИН ДАЙЯ (цезарь в 305 – 309 гг., август и соправитель Галерия в 309 – 311 гг., август на Востоке в 311 – 313 гг.)

Племянник имп. Галерия

Император Цезарь Галерий Валерий Максимин Август

МАКСЕНЦИЙ (306 – 312 гг.) – узурпатор власти в Италии

Род. ок. 280 г., сын имп. Максимиана

Император Цезарь Марк Аврелий Валерий Максенций Август

ЛИЦИНИЙ (соправитель Галерия в 308 – 311 гг., император на Востоке в 312 – 324 гг.)

Род. ок. 265 г., военачальник и друг имп. Галерия

Император Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (цезарь в 306 – 307 гг., август с 307 г., старший август и император на Западе с 312 г., единственный император в 324 – 337 гг.)

Род. в 272 (?) г., сын имп. Констанция Хлора

Император Цезарь Гай Флавий Валерий Константин Август

(опорный конспект)

Вторая литература античного общества. Создана на своём, латинском языке.

В начале VIII в.до н.э. Рим ещё был поселением пастухов и землевладельцев (основан в 753 г. до н.э.). Римляне ведут ожесточённые войны вначале с соседними племенами (в 3-м в. до н.э. почти вся Италия объединена под властью Рима), затем с Карфагеном – торгово-рабовладельческим государством на севере Африки – 2 в.до н.э., Пунические войны), затем с эллинистическими державами. С угасанием эллинистических государств Рим выдвигается на ведущее место в античном мире («…покорение гибнущего общества другими, более молодыми и сильными, происходит лишь перемещение центра» - Энгельс). Именно в Риме противоречия рабства достигли наибольшей остроты (восстания рабов, расправы) – здесь произойдёт и крах всей системы под натиском варварских народов.

Историческая роль Рима – быть связующим звеном между Грецией и новой Европой. Вплоть до 18 века влияние античности на европейскую культуру опосредовано римским восприятием. Тому есть причины: 1) Рим – менее архаичен, отбрасывает устаревшие элементы в культуре; 2) расцвет Рима приходится на эпоху империи, а не полиса, как в классической Греции. Империя как тип общественного устройства ближе Европе, нежели полис; 3) в римской культуре более высокий уровень индивидуализма, большая глубина субъективной жизни – это связано с иным, нежели в классической Греции, соотношением личности и общества, более высоким уровнем личностного самосознания (например, если у Гомера – «муза, воспой..» (начало «Илиады»), то у Вергилия – «Я пою оружие и мужа, который…» - начало «Энеиды». Греческая статуя – идеализированная красота; римский скульптурный портрет – личностные черты, индивидуализированный подход; даже архитектура у греков обращена вовне, греческая жизнь проходит на агоре, у римлян уже больше внимания внутренним покоям, уединению. Речь идет о большей интенсивности внутренних переживаний); 4) большая распространённость латинского языка – вплоть до 15 века древнегреческий в Европе как бы «забыт»; даже Петрарка, основоположник классической филологии, не знал греческого: 5) по сути, именно под римским владычеством создалась единая античная культура, для которой не так важен язык, как однотипное образование в риторических школах.

С 18 века – напротив, недооценка Рима – как «мраморной копии с греческого оригинала». Зависимость от греческого наследия признавали и сами римляне: греческий – второй язык образованного римлянина. Известная фраза Горация - «Пленная Греция пленила дикого победителя» - Graecia capta ferum victorem cepit». Мотив смиренного ученичества дополняется следующими эпическими раздумьями Вергилия («Энеида»):

«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы /Или обличье мужей повторить во мраморе лучше /Тяжбы лучше вести и движения неба искусней /Вычислят иль назовут восходящие звёзды, - не спорю; /Римлянин! Ты научись народами править державно –/В этом искусство твоё! Налагать условия мира, /Милость покорным являть и смирять войною надменных».

Из цитаты явствует: римляне – мужи, воины, государственники, завоеватели, законники – всё это в латыни выражено словом vir – не случайно созвучным понятию virtus – доблесть. Нелёгкий путь уготовлен Риму (iter Romanum), насквозь пронизанный идеей государственности, права; миссия создания универсальной культуры, всего понятия «римский мир» (Рах Romana).

В Риме по сравнению с Грецией не столь развита мифология (больше обряда, чем миросозерцания); в условиях всевозрастающего культурного синкретизма, характерного для разноязыкой и разноплеменной империи вырастает греко-римский пантеон, где почти все старые италийские божества сливаются с греческими; позднее возникает и интерес к восточным культам (см. Апулей, «Метаморфозы». В этом романе обозначено и движение к единому богу – речь Изиды: «Иные называют меня Юноной, другие Беллоной…» - разные имена суть лишь внешняя оболочка, истина же едина). Но были в Риме также сугубо италийские божества (Янус – двуликий бог начала и завершения, пенаты (лары) – боги домашнего очага и др.- см. Нейхардт).

Совершенно самобытны исторические легенды – о Ромуле и Реме, о гусях, спасших Рим; о рексах, Юнии Бруте, о Муции Сцеволе, Горации Коклесе и др. Многие из них изложены в книге историка I в. до н.э. Тита Ливия «От основания города» («Ab urbe condita»), где даже предсказаны 12 веков существования Рима. Римская история, латинский язык – долгое время определяли основы западноевропейской образованности (см. у Диккенса в «Дэвиде Копперфильде»- герой попадает на представление шекспировской трагедии «Юлий Цезарь»: «Как было для меня необычно и интересно видеть воочию всех этих благородных римлян, которые сновали передо мной исключительно для моего удовольствия, совсем не такие строгие, как в школе, где они поучали меня»).

Общая периодизация литературы:

1-й период: Эпоха республики (III в. до н.э. – I в. до н.э.);

2-й период: Эпоха империи (I в. до н.э. – V в. н.э.)

Эпоха республики делится на: а) раннюю римскую литературу (III-II вв. до н.э.); б) литературу периода гражданских войн (II – I вв. до н.э.).

а) Первый литератор – пленный грек Ливий Андроник – перевёл «Одиссею» Гомера на латынь(его с множеством других пленных привели как раба из захваченного римлянами города Тарента -272 г. до н.э.); он переводил и Софокла, и Еврипида; известны также Невий (национальная трагедия - претекстата, эпос о Пунической войне) и Энний («Анналы»), считающийся создателем латинского гекзаметра – почти ничего из их творчества не сохранилось. Римляне унаследовали новоаттическую комедию (см. о Менандре; древнеаттическая комедия Аристофана – слишком политизирована, в условиях Рима не прижилась). Эта комедия, ориентированная на Менандра, называется паллиата («комедия греческого плаща»). Кстати, паллиативный, паллиатив – слова употребляемые и вне связи с этим жанром, но в смысле прикрывающий, вуалирующий, маскирующий что-либо. Драматурги, работавшие в жанре паллиаты – Плавт и Теренций. Оба – из низших слоёв общества (занятие литературой в этот период в Риме – не престижно). Неоригинальность жанра не следует преувеличивать, скорее это правила игры. Плавт пишет: «Так все поэты делают в комедиях; всегда в Афины помещают действие; чтоб всё казалось непременно греческим». Но эта «Греция» - лишь номинальна; паллиата активно осваивала римскую действительность – упоминаются названия римских улиц, рынков, общественные должности – квесторы, эдилы – которых не было в Греции (см. у Плавта – «Псевдол», «Привидение», «Клад», «Два Менехма» и др.) Интрига стремительна (fabulae motoriaе), её часто ведёт ловкий раб; здесь потасовки, буффонада (шутовство), приём qui prо quо – «одно вместо другого» - комическое несоответствие (один об одном, другой – о своём, взаимное непонимание, ведущее к комизму ситуации). Плавта любили в демократических слоях (плебс). Сохранилась 21 комедия. Его воздействие ощутимо в комедиях Шекспира, Мольера, Гольдони и др. Известна древняя эпитафия: «Плавт отошел в обители смерти, комедия в горе. / Сцена пуста, и смех, и все игры, и острые шутки, / ритмы несчетные – все предаются горькому плачу». Теренций – обращается не к плебсу, но к просвещённым эллинофильствующим (любителям всего греческого) кругам знати. Сохранилось 6 его комедий: 4 из них – на сюжеты Менандра (Теренций - «полу-Менандр»: «В конце концов не скажешь ничего уже / Что не было б другими раньше сказано»). Больший психологизм, утончённый язык, нет той карнавальной стихии, буффонады, потасовок и духа сатурналий (перевёрнутых общественных отношений), что у Плавта.(См. «Свекровь», «Братья», «Девушка с Андроса» и др.) Теренций погиб по дороге в Грецию, где мечтал найти новые комедии.

Таким образом, на первом этапе идет организация литературных форм по греческому образцу, эллинизация культуры. У римлян были и противники эллинизации – знаменитый Катон Старший, поборник суровых обычаев прежних времен. Сам он выступил основателем латинской прозы – сохранился его трактат «О земледелии» («De re rustica»).Отечество Плавта и Теренция – ещё на пути к мировому господству, в преддверии общественных потрясений.

Рим становится крупнейшим рабовладельческим государством Средиземноморья. Полисная форма (полис - город–микрогосударство) уже не соответствует потребностям громадной державы, возникшей в результате завоеваний. Это несоответствие ведёт к гражданским войнам, к диктатуре сменявших друг друга Мария, Суллы, Цезаря. Литература актуализируется, политизируется, перестаёт ощущать себя чужеродным ростком, переживает новый подъём. (Этот период и время начала империи считают «золотым веком» латыни, временем создания классического латинского языка). Тит Лукреций Кар – автор философской эпической поэмы «De rerum natura». Это памятник античной материалистической мысли, он о вечности материи и даже смерть - лишь растворение в вечном бытии. Совершенствуется проза. Марк Туллий Цицерон – оратор, политик; осуществил синтез греческой и римской культур, создал философскую терминологию на латинском языке. Даже греки признавали его заслуги. Блестящий стилист, теоретик красноречия (см. «Оратор», «Об ораторе», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях»). Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) – политик, писатель, полководец, автор историко-мемуарной прозы - «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Его жизнь и деятельность причастны к романизации (распространению римского влияния) Европейского Запада и к исторической необходимости внутреннего преобразования республиканского строя; после него – торжество империи. (Убит заговорщиками-республиканцами в мартовские иды, но его смерть не могла остановить преобразование римской государственности).

Что касается поэзии, то в политизированном Риме скандально аполитичен Гай Валерий Катулл, поэт- неотерик. Неотерики (Катулл, Лициний Кальв, Гельвий Цинна, позже Азиний Поллион, Корнелий Галл, Варий Руф) – новаторы, вначале как ироническое прозвище, затем термин. Стремились оживить поэтические архаизмы языком образованного общества, ориентировались на греческую поэзию последней перед ними, т.е. александрийской эпохи. Их установка - осознанное владение художественным наследием предыдущих веков, игра темной ученостью и элегантной простотой, ироническая многозначность, холодное совершенство на безличном материале. Жанры – маленькая мифологическая поэма (эпиллий), большая любовная элегия, мелкое стихотворение «на случай». Катулл - создатель сборника из 116 стихотворений - «Книга Катулла Веронского»; здесь Катулл – 1)автор учёной поэзии, 2)обличитель («бранный» Катулл) и 3)страстный возлюбленный Лесбии (историческая Клодия Пульхра – блестящая и беспутная патрицианка, первая красавица Рима). История любви, взлётов и разочарований, мучительное открытие любви–служения, жертвенной, непохожей на прежнее мужское понимание любви-досуга – в лирике Катулла. Катуллу принадлежит открытие парадоксов «odi et amo»(«ненавижу и люблю»), «nec possum tecum vivere nec sine te» («не могу жить ни с тобой, ни без тебя») и др. Кроме Катулла влюбленного, в сборнике представлен Катулл ученый (здесь поэт явственно следует за традицией александрийских филологов) – звучит апология просвещенного досуга, столичного «вежества», а также Катулл «бранный» (М.Гаспаров), ополчающийся на некоторых современников и соотечественников.

Наследники, преемники Цезаря – Октавиан и Антоний. К 30 г. до н.э. – Октавиан – единовластный правитель (31 г. – битва пир Акциуме, победа Октавиана над Антонием). Переход от республики к империи осуществился через принципат. «Принцепс» - первый в сенате; так называли Октавиана. Империя поначалу явилась в убранстве прежнего, республиканского строя (сенат, консулы, другие старинные должности; на монетах этого времени – надпись «Res publica restitutа»). Но римская республика из небольшой гражданской общины выросла к этому времени в громадную мировую державу и не могла управляться по-прежнему. Эпоха, когда политика была долгом каждого гражданина, закончилась: отныне политика была сосредоточена в мысли и воле одного человека – принцепса. Уже в 27 г. Октавиан принял титул «augustus» - священный, божественный, и вошёл в историю как основатель империи. Его правление (умер в 14 г. н.э.) – «золотой век» римской литературы. Август умиротворил Рим, вёл крупное строительство («Я принял Рим глиняным, оставляю мраморным»); в области идеологии ратовал за староримские добродетели, восстановление старинных культов, празднеств; отстаивал простоту обычаев, семейные устои. Религиозное освящение империи как необходимого этапа, заключительного в истории развития римского общества вылилось в культ императоров с приобщением их после смерти к числу богов; обожествление императоров, цезарей (наследников Цезаря) – одна из идеологических основ империи (цезаризм).

Август возвысил литературу как главного носителя идеологии. Интерес к литературе возрастает в аристократических кругах, отныне отстраненных от активной политической деятельности. Сподвижник Августа – Гай Цильний Меценат (его имя стало нарицательным для покровителя искусств). Выдающиеся поэты «века Августа» (seculum Augustum) - Вергилий, Гораций (оба близки к официальной идеологии принципата), Овидий (оказался в стороне от нее).О Вергилии и Горации говорят, что они не только первые поэты империи, но и последние поэты республики.

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) – автор сборника «Буколики» - т.е. пастушеские стихотворения (=пастораль). (Различают эклоги – «выборки», избранные стихотворения, а также идиллии – «картинки»; это жанры пастушеской поэзии). Исследователи подчеркивают ориентацию римской пасторали на греков, на Феокрита. При всем сходстве мотивов эмоциональный мир Вергилия особый. Это 10 стихотворений, нечетные – в диалогической форме, четные – в повествовательной. Место действия – Аркадия в глуши греческого Пелопоннеса, ставшая символическим обозначением идиллического локуса. Самобытна и особенно знаменита IV эклога из «Буколик» Вергилия – пророчество о рождении чудесного мальчика; чувство, ее животворящее – вселенская любовь (христиане полагали, что речь идёт о Христе; по М.Гаспарову, Вергилий, хотя и не мог знать о рождении Христа, все же объективно возвестил наступление новой, постязыческой эры. Вся неясная нам конкретика этого текста отступает перед мощной идеей обновления времен.). Поэма Вергилия «Георгики» - о земледелии, слово «георгики» означает «земледельческие стихи»; жанр «Георгик» - дидактическая поэма (см. у греков поэма Гесиода «Труды и дни»); апология труда на земле актуальна в условиях «августова мира». Кроме того, «Георгики» - не агрономическая, а философская поэма. Человек в ней – частица огромного природного мира, круг вечного – в череде земледельческих работ. В отличие от Гесиода, Вергилий выходит за рамки дидактики, обращаясь к философии природы и сельского труда: «Счастлив тот, кто смог познать причины вещей и поверг к ногам все страхи и неумолимый рок, но и тот осчастливлен судьбою, кто узнал сельских богов: Пана, старца Сильвана и сестер нимф». Намек на Лукреция и его поэму «De rerum natura», но счастье Лукреция доступно лишь мыслителю, а счастье Вергилия – всякому, кто честно делает свою работу на земле. Социальный запрос в «Георгиках» удачно совпал с личными склонностями поэта, как и в третьем, самом знаменитом произведении Вергилия. «Энеида» - поэма о римском предназначении, национальная эпопея римлян. Ориентация на Гомера, но у Вергилия – миф и история во взаимодействии. У Вергилия – большая психологическая напряженность повествования – так, падение Трои – эпический материал, но он представлен через восприятие одного лица – Энея со всей глубиной личностного переживания этого события (хотя и в «Одиссее» главный герой не удерживает слез, слушая песнь Демодока о гибели соратников). Эта поэма Вергилия - об истоках римлян, об их судьбах, испытаниях и славе. Эней – прародитель, он соединит Рим с историей Трои, а значит, римляне такой же древний и авторитетный народ, как и греки. Империя Августа – необходимый, освящённый богами этап римского пути. Еще в античности Вергилий стал легендой, его творчество - предмет сознательных мистификаций – создавались псевдовергилиевы стихотворения (а также известны sortes Virgilianes – гадания по «Энеиде»). Овидий о его творчестве: «Титир, земные плоды и Энеевы брани». (См. также эпитафию – «воспел пастбища, села, вождей»).

Из «Буколик»: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви»(«Omnia vincit amor et nos cedamus amori»). «Мальчик, начни в улыбке узнавать свою мать! Ведь кого обошли улыбкою мать и отец, того ни бог не допустит к трапезе, ни богиня к ложу».

Об «Энеиде»: даже Августу поэт прочел лишь 3 книги – 2-ю, 4-ю и 6-ю. Умирая, попросил друзей подать ему рукопись: те отказались, понимая, что он бросит ее в огонь.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.) – поэт, теоретик литературы. Сын вольноотпущенника, т.е. сын бывшего раба, но никогда не стыдился своего неаристократического происхождения («Крылья свои распростер по сравненью с гнездом непомерно»). В молодости сражался в рядах республиканцев Брута, затем пережил разгром, амнистию, конфискацию имущества. В зрелые годы – выразитель официальной идеологии, обязан Меценату материальной независимостью (Меценат подарил поэту Сабинское поместье). Начинал с гражданственной тематики – cборник «Эподы» (эпод – двустишие) (знаменитое «In quo discordia misit cives miseros»), но такая поэзия не могла не задохнуться в атмосфере цезаризма. Отсюда в дальнейшем – сосредоточенность на сфере частного поведения. Создал поэзию мысли (см. «Сатиры» - морально-философская проблематика, три сатиры посвящены литературным проблемам; «Оды» - «Carmina» - песни-стихотворения, чаще в форме обращения к кому-либо – ода дружеская, любовная, пиршественная, «на случай», политическая, медитативная, по кругу тем соприкасающаяся с диатрибой; «Послания» - что касается посланий, то именно Гораций сделал письмо, послание (epistola) литературным жанром, где предстаёт эпикурейцем (ценит сельское уединение, золотую середину, довольство малым, внутреннюю независимость; наслаждается сегодняшним днём, поднимает проблему индивидуального счастья, предпочитает дружбу любви (женские имена в его лирике – греческие, эфемерные, с явным отсутствием конкретной особы), господство над страстями и др.). В поэзии Горация – философско-этическое обоснование линии своего жизненного поведения как следствие развития индивидуалистических тенденций в римском обществе. Знаменита горацианская мудрость – «aurea mediocritas», «carpe diem», «nulla dies sine linea», «dulce et decorum est pro patria mori», «nihil admirari», «dulce utili miscere» и др. Человеческая привлекательность Горация – он изображает себя не каким-либо совершенным мудрецом, а человеком, только стремящимся к совершенству, однако знающим путь, по которому следует идти. Гораций – наставник частной жизни, проповедует умеренность в благополучии и твердость, стойкость в сложных ситуациях (Стремление к богатству, почестям неоправданно - «Чаще треплет вихрь великаны сосны/Тяжелее обвал всех высоких башен/И громады гор привлекают чаще молний удары»). (Промемтикон – напутствие в дорогу, параклауситирон – песнь перед закрытой дверью, серенада).

Прославил нетленность поэтического труда (знаменитая ода 30-я – «Памятник» - «Exegi monument(um)…» - «Я воздвиг памятник прочнее меди…»). Актуализировал предшествующую поэтическую традицию (Архилох, древнегреческая мелика – Алкей, Анакреонт, Сапфо, поэзия александрийцев, Луцилий, неотерики), создав ее подлинный культ. («Первый паросские ямбы Лацию я показал», «первый свел эолийскую песнь на италийские лады»). Наряду с Аристотелем, пользуется заслуженной репутацией теоретика литературы. Сформулировал в «Науке поэзии» (другое название - «Послание к Пизонам» - Пизоны – римское аристократическое семейство) основные положения римского классицизма: содержательность, формальное совершенство, ориентация на образец, норму. Классицизм эпохи Августа – это и стремление к целостному и завершенному мировоззрению. Новый стиль состоял в соединении более углубленного субъективного самосознания со стремлением осмыслить объективный мир, соединить утонченное искусство эллинизма с крупными и четкими формами классических образцов греческой литературы.

В «Науке поэзии»(«Ars poetica») отчетливо структурированы проблемы: 1)поэзия вообще; 2)поэтическое произведение; 3)поэт. Гораций, рассуждая о поэзии вообще, настаивает на основополагающем значении содержания, философской основе, тщательной формальной отделке – «Лет девять хранить без показу» (еще в «Сатирах» сказано: «стиль оборачивай чаще»; «не желай удивленья толпы, а пиши для немногих»), необходимости соединить приятное с полезным («dulce utili miscere»). Произведение предполагает простоту – целостность – гармоничность (без описательности, манерности). Это даст красоту, но ее необходимо одушевить эмоциями. В основе произведения – культ образца, разработка старых тем и сюжетов более значительна(традиционализм), чем новый материал. Здесь же у Горация возникает учение о драме – о трагедии (единственный затронутый им жанр) классицистского толка – 5 актов, статичность, не столько само действие, сколько рассказ о нем («речистым доверь очевидцам»). Замечания о поэте направлены против посредственности и в пользу строгой критики. Когда сравнивают античные поэтики, то подчеркивают, что Аристотеля отличает жанровый императив (жанровая доминанта), а горацианская филология выдвигает преимущественно стилевые классификации.

В 17 г. до н.э. именно Горацию поручено написать юбилейный гимн для официальных празднеств, «Гимн столетия» - это означало признание его поэтом № 1 в Риме (Вергилий умер в 19 г. до н.э.). Но популярность Вергилия всегда была выше, он ближе читателю, Гораций – для утонченного знатока. В преддверии новой, христианской эпохи Гораций остается на почве античного материализма, сохраняет оптимистичное посюстороннее мировоззрение.

Публий Овидий Назон (43 г. – 18 г. н. э) – великолепно образован, обучен риторике и юриспруденции, но все, за что он брался, превращалось, по его собственному признанию, в стихи. В своем творчестве аккумулирует духовную атмосферу Рима, предающегося благам цивилизации, утонченному общению, легкому флирту. Если Вергилий и Гораций – представители литературного классицизма, то Овидий - в числе продолжателей традиций неотериков. Их основной жанр – любовная элегия, которую создавали и старшие современники Овидия - Тибулл, Проперций. Римская любовная элегия – один из источников всей европейской любовной лирики. Овидию принадлежит сборник из 49 элегий «Любовные элегии» («Amores») – своего рода энциклопедия эротической культуры эпохи. Здесь нет подлинного чувства, поэт любит не какую-то определенную женщину (хотя и адресуется к некой Коринне), но скорее саму любовь. Овидием написана также «Наука любви» («Искусство любви») - руководство в стихах, как найти объект страсти, как его добиться, как удержать.(«Amores» - история любви, «Ars amandi» - теория, аналитика). В том же духе выдержано и сочинение «Лекарства от любви» - иронические советы расстающимся любовникам. Как пишет С.Шервинский, любовь в «Amores» - это не чувство, а поэтическая тема, Овидий – не лирик (нет моральных обязательств поэта-лирика по отношению к собственным переживаниям). Он эпик любовной темы, никогда не теряющий объективности повествователя. (Эти элегии родственны будущей эротической новелле). Сам Овидий в 1-й элегии 3-й книги говорит о соперничестве Элегии и Трагедии, тянущих к себе Поэта. Поэт просит Трагедию подождать. Список действующих лиц, положений и конфликтов освящен традицией: обманутый муж, зловещая сводня, ловкая служанка; хитрости любви, свидания, сближения и разрывы. Все оттенки признаний, просьб о взаимности, гимны женской красоте, стенания перед закрытой дверью. Живость сцен, кипение молодости, аромат римской повседневности; страдание – скорее литературное. Использован принцип риторического стиля – множество вариаций темы. При этом чувственность, переключенная в эстетический план, теряет приметы низменности.

В поисках подлинного и единственного чувства, которого поэт не видел в современности, он обращается к мифам, к поэзии на учено-мифологические темы. Таков сборник «Героини» («Героиды») - послания мифологических героинь, находящихся в разлуке с возлюбленными (Пенелопа, Федра, Медея, Дидона, Брисеида). Овидий создает знаменитые «Метаморфозы» - поэму в гекзаметрах, в 15 книгах, где миф становится уже не миросозерцанием, но эстетической категорией. В поэме собраны более 200 превращений, своеобразный каталог – от превращения Хаоса в Космос – до превращения Юлия Цезаря в комету (убит Цезарь в 44 г. до н.э., в 43 – появление кометы, якобы дух Цезаря). Римским мифам посвящен сборник элегий «Фасты»(«Месяцеслов») – благочестивый и патриотический - толкование римского календаря, обряды, празднества, исторические легенды. Произведение не было завершено.

Независимая жизнь богатого человека, обретавшегося в атмосфере блистательного Рима, не знавшего недовольства современностью, прервалась внезапно. До той роковой ночи поэт мог считаться баловнем судьбы. Внезапно по приказу Августа Овидий был сослан в провинцию Дакия (8 г.н.э.) и в оставшиеся ему десять лет жизни так и не смог вернуться в Рим. Причины опалы точно неизвестны. Сам поэт пишет, что это его стихи и его проступок (не уточняя, какой). Оправдывается (как и Катулл) – стихи могут быть безнравственны, лишь бы сам поэт был нравственным человеком. Поэзия периода изгнания – «Скорбные элегии»(«Tristia») – по сути, история жизни поэта; «Послания с Понта» (Понт Эвксинский – Черное море). Овидий умер в ссылке на берегу Черного моря, в бедном полуварварском поселении Томы, современная Констанца в Румынии.

Из Овидия, «Amores»

«Не хочу в свои лучшие годы / В войске служить, не ищу пыльных наград боевых»

«Мне ли законов твердить многословье/ На неблагодарном Форуме, стыд позабыв, речи свои продавать»

«Эти не вечны дела, а я себе славы/Желаю непреходящей, чтоб мир песни мои повторял» «Уходите, строгие жены, нет, не для ваших ушей нежные эти стихи» «Кто над виновной красою ищет кровавых побед» Боги не карают изменницу – красота, значит, сама божество. «Женщину я похвалю – ты волосы рвешь мне ногтями;/Стану хулить, говоришь: я заметаю следы»«Если свеж я на вид, так значит, к тебе равнодушен /Если не свеж, так зачах, значит, томясь по другой» «Снова знакомой стрелой целит румяный Амур»

«Как по приказу, в меня попадают без промаха стрелы/Стал я привычней для них, чем их привычный колчан» «За спину руки загнув, повлекут за собой Благонравье, Скромность и всех, кто ведет с войском Амура борьбу» «Эта красивее той, а та красивее этой» «Casta, ut nemo rogavit» «Я победил! И триумфатором звать должно меня одного/…Я Коринну держу крепко в объятьях своих» «И о котурнах забыл: правил триумф свой Амур /Делаю то, что могу: обучаю науке любовной /Горе! Я сам удручен преподаваньем моим» «Если жену сторожить ты, дурень, считаешь излишним,/Хоть для меня сторожи, чтобы я жарче пылал» «Недостаточно он с нравами Рима знаком,/Ведь при начале его – незаконные Марсовы дети»

«Ты хороша, от тебя я не требую жизни невинной,/Жажду я в горе моем только не знать ничего». О смерти поэта Тибулла: «Если уносит судьба наилучших – простите мне дерзость,/Я усомниться готов в существованье богов»; «Пламя костра не тебя ль унесло, песнопевец священный, /Не устрашился огонь плотью питаться твоей» Элегия о себе: «Бога игривого мать без меня грубовата была бы, /Я родилась, чтобы ей верною спутницей быть». Про Элегию: «Даже уродство ноги лишь украшало ее». «Торопитесь, любовные песни! Есть еще время – а там труд величавее ждет». «Кроткий элегии стих! Игривая Муза, прощайте!/ После кончины моей труд мой останется жить»

Период от смерти Августа до смерти Траяна (14-117 гг. н.э.) Императорская власть ничем не ограничена. После смерти Августа правит династия Юлиев-Клавдиев: Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Новая династия Флавиев приходит к власти после гражданских распрей 68-69 гг.н.э. (Историк Тацит: «Оказывается, императором можно стать не только в Риме, но и где-нибудь в другом месте»). Старая сенатская аристократия уходит во внутреннюю оппозицию, распространяется философия стоицизма – уход от перипетий внешней жизни в духовное противостояние. Расцвет риторики – искусства изящно излагать банальные мысли, небогатый запас идей для бессодержательной и поверхностной культуры господствующих классов.

Поэт нероновских времен – Лукан, автор «Фарсалии» - эпической поэмы о войне Цезаря с Помпеем.

Известна политическая, философская, драматургическая деятельность Луция Аннея Сенеки, воспитателя Нерона. Сенека – философ-стоик («Нравственные письма к Луцилию», «О стойкости мудреца» - о выдержке и умеренности, презрению к богатству и смерти). «Новый стиль» - отличный от цицероновского. Сенека пишет трагедии на мифологические сюжеты греков – своего рода ученая стилизация для чтения, не для сцены (см. «Федра», «Медея»). Исследователи его творчества отмечают выбор жестоких сюжетов, экзальтированность, отсутствие катарсиса, готовность не изменив фактам изменить концепцию. «Октавия» - историческая трагедия на римский сюжет (события 62 г.н.э.) – мифологизация реальных событий - возможно, Сенеке не принадлежит. Намеки на современность, холодное поучение подчиниться судьбе преобладают в пьесах Сенеки. Нет катарсиса.

Сатирическая, критическая направленность доминирует в творчестве Петрония, прозванного при дворе Нерона «arbiter elegantiae» (автор бытописательно-авантюрного романа «Сатирикон» из жизни деклассированных низов, где изображен кризис всех тогдашних устоев (знаменитые эпизоды – «Эфесская матрона», «Пир Тримальхиона»); использована «мениппова сатира» - смесь стихов и прозы; «Сатирикон» - источник европейской сатирико-реалистической прозы), а также в творчестве Марциала (автор сборника сатирических эпиграмм).Марциал внес резкую инновацию в стареющую эпиграмматическую культуру - сделал эпиграмму насмешкой, краткой и меткой, великолепным документом бытового содержания своей эпохи. «Не найдешь у меня ни кентавров, ни гарпий, здесь всюду разит человеком». Но самый знаменитый римский сатирик – Ювенал («Ювеналов бич» - талант сатирика), создатель 16 сатир, запечатлевших упадок языческих нравов, пороки высшего римского общества (шестеро несут на шее одного - так передвигались на носилках богачи – и этот человек - подделыватель подписей), льстивое угодничество приближенных к власть имущим. Пушкин просит музу пламенной сатиры вручить ему Ювеналов бич.

Серебряный век – это и творчество Федра, баснописца; это книги историка Тацита «История» (события 68-96 гг.) и «Анналы» (события 14-68гг.), написанные «без гнева и пристрастия».

Поздняя империя. Творчество историка Светония, автора книги «Жизнь 12 цезарей» (от Юлия Цезаря до Домициана).

Последнее яркое произведение, завершающая страница античной литературы – (период поздней империи) – роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» - мистико-эротико-авантюрное повествование – срез нравов общества, неумолимо движущегося к концу. Распространение веры в колдовство, сверхприродное, мистика, вытесняющая философию – приметы времени, уже не надеющегося на рациональное решение проблем. (Пушкин в «Евгении Онегине»: «В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал/ Читал охотно Апулея/ А Цицерона на читал»). Юноша Луций увлечен магией, попадает к женщине-колдунье, служанка по ошибке превращает его не в птицу, а в осла. Свидетель, о котором не подозревают – прием изображения жизни во всей ее неприкрашенности. Образ осла и его злоключения скрепляют прихотливую сюжетную линию, в которой 12 вставных новелл, в т.ч. знаменитая сказка про Амура и Психею. Отчетлив религиозный синкретизм эпохи (Исида – Деметра, Кибела – Рея). Сама Исида говорит: «Иные называют меня Беллоной, иные…». Таким образом, сквозь множество имен проглядывает облик единого божества – своеобразное приближение монотеизма. (При этом сами приверженцы христианства изображены в романе как грязная секта). Но вместе с тем объективно идейная концепция романа – очищение, приближение к совершенству через страдания, мытарства, прозрение низости и греховности (Луций – юноша в образе осла – вернет свой человеческий облик, став жрецом Изиды) - своеобразно приближает языческую культуру к эпохе христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: