double arrow

Западное влияние во второй половине XVII в


В XVII в. западное влияние прослеживается с самого начала, поскольку Смутное время – это непрерывная война с поляками, и через быт, обычаи, язык действует культура соседнего государства. Россия впитывает в себя новшества, приходившие с запада и к концу XVII в. на их основе возникает неповторимая культура русского барокко.

Петр I не тот человек, который повернул нас к Западу, и он сам – порождение того переворота, который произошел до него в XVII в.

Влияние западноевропейской образованности возникло на Руси из практических потребностей страны, которых не могли удовлетворить своими средствами.

Нужда заставила звать иноземцев. Правительство оберегало чистоту национальных верований, но знакомство с иностранцами было источником «новшеств».

Иван Грозный чувствовал необходимость образования, Борис Годунов был другом европейской культуры. Лжедмитрий и смута гораздо ближе познакомили Русь с «латынниками и лютерами». В XVII в. в Москве осело очень много военных, промышленных иностранцев, пользовавшихся большими торговыми привилегиями и большим влиянием в стране.

Никогда раньше московские люди не сближались так с западными европейцами.




Типичным носителем чуждых влияний был кн. Иван Андр. Хворостин (ум. 1625 г.) – «еретик», поддавшийся влиянию католичества, потом крайней секты, затем раскаявшийся и постригшийся в монахи.

В половине же XVII в. рядом с культурными западноевропейцами появляются в Москве киевские схоластики и оседают византийские ученые монахи. Москвичи испытывают влияние русских киевлян, более чуждых греков и совсем чужих немцев. Это делило русское общество на два лагеря: людей старозаветных и новых, которые думали о реформе. Однако оба лагеря не представляли в себе цельные направления, а дробились на мелкие группы.

Церковным реформам Никона противостояло консервативно-национальное направление. Сам Никон был недоволен гражданскими реформами.

Направление «западников» XVII в., теоретиков и практиков, познавших сладость и превосходство европейской цивилизации, дало нам двух писателей: Крижанича и Котошихина; многих практических деятелей: Ордина-Нащеткина, Матвеева.

Крижанич – хорват, мечтал о единении славян против немцев, под руководством Моск. Государства. Приехав в Москву, увидел невежество, понял необходимость реформ. Пропогандирует реформы, развитие промышленности.

Григ. Карп. Котошихин служил в Посольском приказе, эмигрировал в Швецию, в своих сочинениях относится отрицательно ко многим московским порядкам.

Аф. Лав. Ордин-Нащеткин – дипломат, даровитый, начитан. Языки – польский, латынь, немецкий. Западник, но не ослеплен Западом.

Матвеев Артамон Серг. – дипломат, друг царя Алексея. Завел домашний театр, устраивал не попойки, а беседы. В его доме росла мать Петра Великого – Нат. Нарышкина.







Сейчас читают про: