Появление на Слобожанщине славянских племен

Раннеславянская группа памятников VI-VII вв. пред­ставлена рядом кладов и поселений, обнаруженных в Краснокутском (с. Козиевка), Змиевском (села Задонецкое, Занки, Черкасский Бишкин), Харьковском (Малая Даниловка) и других районах. К VIII-X вв. относится раннеславянская роменская культура, принадлежащая северянам. У славян суще­ствовало пашенное земледелие, и были развиты другие отрасли хозяйства: скотоводство, промыслы, ремесла (металлургия, обработка металлов, кости, камня, де­рева), торговля. Известны такие памятники роменской культуры как Донецкое городище на окраине Харькова на правом берегу р. Уды (нижний слой), городища у сел Хорошево Харьковского района, Водяное Змиев­ского района, селища у сел Черкасский Бишкин Змиевского и Городное Краснокутского районов. Часть северянской территории еще в 884 г. при киевском князе Олеге вошла в состав Древнерусского государства. Од­нако положение в районах, граничивших со степью, было сложным. В начале X в. славянское поселение на Донецком городище, как и многие другие поселе­ния роменской культуры, было разрушено, видимо, печенегами, которые с конца IX в. населяли степи Северного Причерноморья. В первой половине XI в. господство в степях перешло к племенному союзу торков (огузов), а в 1054 г. здесь появились половцы. Часть территории Слобожанщины в VIII-X вв. находи­лась под властью Хазарского каганата. Здесь были рас­пространены памятники салтовской культуры, из ко­торых наиболее известны городище и могиль­ник в с. Верхний Салтов Волчанского района, у с. Су­хая Гомольша Змиевского района, могильник в с. Новая Покровка Чугуевского района, села и городище возле г. Волчанска. В это время у кочевников происходил сложный процесс оседания на землю. Развивалось ремесло. Формировалось классовое раннефеодальное общество. Население салтовской культуры было этни­чески неоднородно. Здесь вперемешку жили ираноязыч­ные аланы, тюркоязычные болгары и славяне. В 60-х годах X в. дружины князя Святослава разгромили Хазарский каганат и освободили местное население от власти хазар. С этого времени большая часть террито­рии будущей Слобожанщины прочно вошла в состав Древ­нерусского государства. Граница проходила южнее современного Змиева, примерно у впадения в Северский Донец реки Бишкин.

Во второй половине X в. на месте разрушенного раннеславянского поселения на Донецком городище возни­кает древнерусский город Донец, который быстро развивается и превращается в важный форпост Киев­ской Руси и центр ремесла и торговли. Город Донец упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 годом в связи с рассказом о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Город был уни­чтожен пожаром во время нападения монголо-татар. Однако, жизнь на поселении не прекратилась – оно существовало еще в XIV в., о чем свидетельствуют отдельные находки, в т. ч. монеты.

С созданием в 1243 г. на месте Дешт-и-Кипчак монгольского государства Золотая Орда территория Слобожанщины стала его составной частью. В то же время северо-западная часть региона – междуречье Ворсклы и Псла – оставалась российско-ордынским пограничьем, в котором ордынская администрация выделила особую буферную зону. Она получила название «Ахматовы слободы» и протянулась вдоль этой границы к Курску. Своеобразность пограничья состояла в том, что тут проживало относительно много славянского населения. Основную часть населения Слобожанщины продолжали составлять половцы, которые ассимилировали малочисленных монголов и передали им свой язык. Тут продолжали также жить бродники, которые стали в будущем, по мнению некоторых историков, основой слободского казачества. Частично сохранились потомки аланов, болгар и других аборигенов края.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: