Часть 3. История отечественной социологии

Темы курса и их содержание

Пояснительная записка

Рабочая программа

Кафедра социологических наук

VIII. Дополнения, изменения, включенные в учебные программы по курсу

VII. Конспект лекций или учебно-методический материал по дисциплине

VI. Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения

IV. Учебно-методические материалы (УММ) по курсовой работе

II. Учебно-методические материалы

I. Рабочая программа учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История социологии. Часть 2-3. История отечественной социологии»

Для направления/специальности 04.02.01 – «Социология»

Кемерово


СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета политических наук и социологии Ф.И.О. _________________________ «_____»__________________ 200__г. Первый проректор КемГУ Б. П. Невзоров _______________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом факультете политических наук и социологии Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии Ф.И.О. _____________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б. П. Невзоров ______________________ «_____» ___________________ 200 __г.
ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой социологических наук Шпак Л. Л. _________________________ «_____»__________________ 200__г. Председатель методической комиссии Ф.И.О_______________________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры социологических наук Протокол №___ от «___»_________200__г. Зав.кафедрой социологических наук Шпак Л. Л. __________________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией факультета политических наук и социологии Протокол №___ от «___»_________200__г.

Содержание:

1. 1. Пояснительная записка

1.2. Тематический план прохождения курса

1. 3. Темы курса и их содержание

1. 4. Темы семинарских занятий и рефератов

1. 5. Учебная литература по курсу

1. 6. Дополнительная литература /на выбор/

2. 1. Методические указания к семинарам

2. 2. Методические советы преподавателям

2. 3. Контрольно-измерительные материалы.

III. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы /нет контр. работы/

V. Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор КемГУ

_____________Б. П. Невзоров

(подпись)

«___»__________200__ г.

«История социологии. Часть 2-3. История отечественной социологии»

(наименование дисциплины)

для специальности___ 04.02.01. «Социология», ОПД. Ф. 1

Факультет политических наук и социологии

курс _ 2___________зачет – третий, экзамен – четвертый семестры

лекции_____ 30 часов – третий семестр, 32 часа – четвертый семестр

семинарские занятия по 26 (часов) на группу в третьем семестре и 32 часа на группу – в четвертом семестре

самостоятельные занятия – всего 120 часов

Всего часов: 240, из них 120 – на аудиторные занятия и 120 – на самостоятельную

работу студентов.

Составитель:

д-р социолог. наук, профессор

Шпак Лидия Леонидовна

Кемерово, 2007


Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов.

Базовая программа обсуждена на заседании кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета.

Протокол № _ от " _06_ " марта 2007 года.

Заведующая кафедрой

социологических наук

Кемеровского госуниверситета

д-р социолог. н., профессор Л. Л. Шпак

Одобрено методической комиссией

Протокол № ______________ от _14 апреля 2007__г.

Председатель – д-р политол. н., проф. Омеличкин О. В.

(подпись, Ф.И.О.)


Курс истории социологии определяется образовательным стандартом как один из базовых учебных курсов в подготовке профессиональных социологов. Он начинается с изучения истории зарубежной социологии (часть 1) данного курса, после завершения первой части курса проводится экзамен. История российской социологии представляет собой глубокое изучение отечественной социологической науки с момента ее возникновения вплоть до наших дней – "социологии сегодня". По окончании каждого семестрового курса проводится экзамен.

Изучение курса истории социологии (Часть 2-3) логически связано с предыдущим курсом общей социологии и предваряет дальнейшее изучение значительного спектра отраслевых социологий и такого сложного курса, как "Методология и методика социологических исследований" (в пятом семестре), перед педагогической практикой студентов и началом занятий по специализациям, а затем – производственной практикой в 8 семестре.

На стыке изучения истории зарубежной и отечественной социологии студенты готовят и защищают курсовые работы (6-й семестр), что вынуждает их по некоторым темам "забегать вперед", осмысливать еще не пройденный материал 6 семестра на дневном отделении. Однако этот пробел, вызванный необходимостью писать курсовую работу на 4 курсе по методологии и методике исследований, восполняется тем, что к моменту изучения третьей части истории социологии студенты уже вполне осваивают темы, связанные с ключевыми фигурами в классической и постклассической отечественной социологии, знают этапы развития социологии, основные научные достижения, имеют представление о кризисах в науке, путях выхода из них, специфике различных научных школ и их достижениях. Часть 3-я дает представление о советском периоде развития социологии, ее состоянии в условиях моноидеологии, о коммуникациях в социологическом сообществе.

История социологии отличается межпредметными связями и с исторической наукой, и с курсами общей социологии, методологии и методики исследований, а также отраслевыми социологиями (политической социологией, виталистской социологией, социологией культуры, социологией духовной жизни и т. д.). Этот факт важен для определения меры возможной опоры на отдельные базовые положения, углубленно изучаемые в отраслевых социологиях, и одновременно – для предупреждения неоправданного дублирования. Кроме того, на кафедре устанавливаются внутрипредметные связи всего курса истории социологии, чтобы обеспечить его целостность и реализацию дидактических принципов в преподавании единого курса, состоящего из трех взаимосвязанных частей.

Цель преподавания дисциплины – обеспечить систематизированное изложение процесса возникновения и становления социологии как науки в российском обществе и основных достижений социологической науки и практики, а также усвоение студентами историко-социологических проблем.

Задачи учебной дисциплины:

· освоить понятийный арсенал курса;

· выявить объективное содержание этапов развития социологии в исторической ретроспективе;

· определить специфику различных научных школ в социологии, их достижения, характер научной полемики в контексте исторического времени;

· изучить биографии и личный вклад крупных отечественных ученых в развитие социологии;

· охарактеризовать ключевые проблемы социальной практики, освещенные в социологии, а также формы связи социологической науки с практикой;

· определить научные направления и парадигмы в развитии социологии;

· выявить формы и способы взаимосвязи исследователей в научном сообществе и механизм преемственности в конкретно-исторических условиях развития социологии как науки;

· поддержать профессионально ориентированный интерес студентов к развитию социологии, как к живой истории взаимодействия предшествующих поколений социологов.

Обязательный минимум содержания:

Ø предмет истории социологии;

Ø начала социологии; этапы развития и институциализации социологии;

Ø специфика научных направлений и школ в социологии;

Ø классическое наследие в отечественной социологии;

Ø научные парадигмы и теоретико-методологические кризисы, их влияние на развитие отечественной социологии; научные сообщества и коммуникации в истории развития отечественной социологии;

Ø достижения отечественной социологии и проблемы сохранения преемственности и обновления социологического знания и методологического оснащения.


1. 2. Тематический план курса «История социологии. Части 2-3. История отечественной социологии»

для специальности «Социология»

Номер темы Темы курса Всего часов в том числе
лекц. семин.
  Предмет истории социологии.      
  Предшественники отечественной социологии..      
  Ранний этап в развитии отечественной социологии..      
  Распространение позитивизма в российской социологии.      
  Основные исследовательские направления в отечественной социологии: позитивизм, неопозитивизм, антипозитивизм, марксизм, социальный бихевиоризм. (Обзор).      
  Неопозитивизм в отечественной социологии(1870-1880-е годы). Жизнь и творчество Е. В. Роберти.      
  Социология в 1890-1900-е годы.      
  Научные школы в отечественной социологии.      
  Субъективная школа в отечественной социологии.      
  Неокантианская (антипозитивистская) школа в социологии.      
  Географическая школа в социологии.      
  Исторические школы в отечественной социологии.      
  Итого: Часть 2-я. 56    
  Максим Максимович Ковалевский. Жизнь и творчество М. М. Ковалевского, его роль в формировании теоретико-методологических основ отечественной социологии.      
  Ковалевский как основатель генетико-социологической школы и социологического сообщества в России. Соратники Ковалевского. Жизнь и творчество К. М. Тахтарева.      
  М. М. Ковалевский как государственный и общественный деятель.      
  Социальный бихевиоризм в российской социологии. Жизнь и творчество П. А. Сорокина, А. И. Звоницкой и др.      
  Марксистская исследовательская традиция в социологии.      
18. Советская социология      
  Научные сообщества социологов.      
  Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня.      
  Деятельность Института социологии РАН и других академических структур.      
  Социологические журналы: тематическая и предметная направленность публикаций, роль в просвещении и подготовке кадров.      
  Социология сегодня: достижения российской социологии в 2000-е годы, пути преодоления кризиса. Современные научные центры и школы в социологии      
  Итого: Часть 3-я      
  Всего: IV-V семестры      

Тема 1. Предмет истории социологии.

Специфика познания объекта в истории социологии. Трактовки предмета истории социологии. История социологии как наука о формах изменения научного знания об общественной жизни и способах его систематизации, о сохранении научных традиций и преемственности в развитии института социологии. Источники и границы историко-социологического знания. Особенности становления социологии как науки в контексте российских условий. Научный статус истории социологии. Межпредметные связи. Методы историко-социологических исследований. Обзор кризисов в социологии.

Тема 2. Предшественники отечественной социологии.

Общественные проблемы в трактовке отечественных мыслителей и политических деятелей. Социальные проблемы в творчестве А. Н. Радищева /1749-1802/. Социальные проекты декабристов. П. И. Пестель /1793-1826/ о прогрессе, революции и конституционном строе России. А. И. Герцен о решении социальных проблем в России. Социальные идеи П. Я. Чаадаева. Статьи В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Теоретические работы Н. И. Надеждина /1804-1856/. Социологические воззрения, жизнь и судьба Н. Г. Чернышевского. Общественные проблемы в освещении журналов 1840-50-х гг. Роль самодеятельных исследовательских обществ в накоплении материалов о жизни общества. "Вольное экономическое общество", "Психологическое общество", "Географическое общество" и др. Экспедиции в Сибирь и сбор материалов о социальной жизни населения. Социографические исследования.

Тема 3. Ранний этап в развитии отечественной социологии.

Критерии научной периодизации истории социологии. Этапы развития отечественной социологии. Примерная хронология основных этапов в истории отечественной социологии: "начала социологии" /1840-50-е г./; 1860-1890-е годы, 1900-1922 гг., советский период 1920-1950-х годов; советский период 1960-1970-х годов; 1985-1990-е годы; "социология сегодня" – 2000-е годы. Характеристика классического этапа в истории социологии. Этапы неклассической социологии (модерна) и постмодерна в развитии социологии.

Социальное реформаторство XIX в. и начала отечественной социологии. Первые российские социологи. Дебют Валериана Николаевича Майкова /1823-1847/ в социологии, его статья "Общественные науки в России". Г. Н. Вырубов и его роль в распространении позитивизма в России. Вклад Григория Захаровича Елисеева /1821-1891/, последователя идей Белинского и Добролюбова, в раннюю социологию, его отъезд из Петербурга в Томск /1854-1858/ и статья "О Сибири", работа в "Отечественных записках" вместе с Салтыковым-Щедриным, а затем с Н. К. Михайловским. А. П. Щапов /1831-1876/, Н. В. Шелгунов /1824-1891/ как основатели "школы реалистов". Связь Шелгунова с группой Плеханова "Освобождение труда", известность среди рабочих и в студенческой среде. Научные и публицистические статьи в журналах "Дело", "Русская мысль". Запреты властей на публикации работ Огюста Конта на русском языке. Развитие идей Конта, Бокля, Милля о коренном в общественной жизни – умственном состоянии и о естествознании как единственном положительном знании. Просвещение народа и популяризация естествознания как основные рычаги переустройства общества.

Тема 4. Распространение позитивизма в российской социологии.

Типология направлений развития социологической науки в России. Обзор основных направлений /позитивизм, неопозитивизм, антипозитивизм, марксизм, социальный бихевиоризм/. Источники проникновения позитивизма в Россию. Социологические исследования в 1860-80-е годы. Распространение позитивизма в России. Специфика российского позитивизма. Натурализм в социологии. Творчество П. Ф. Лилиенфельда /1829-1903/ и А. И. Стронина /1826-1889/. Биосоциологические положения в работе Лилиенфельда "Мысли о социальной науке будущего" /1872/. Попытки А. И. Стронина обосновать методологию отечественного позитивизма с биосоциологических позиций: "Аналогический метод в социологии" /1867/, "История и метод" /1869/, "Политика как наука" /1872/, "История общественности" /1886/. Отождествление методов познания и законов социальной жизни с методами естественных наук и законами жизни животного мира.

Биосоциолог, дарвинист Николай Дмитриевич Ножин (1841-1866). Участие в экспедициях с эмбриологом А. О. Ковалевским. Знакомство с Н. К. Михайловским. Сближение с политическим кружком Николая Ишутина. Смерть накануне суда над ишутинцами в связи с выстрелом Дм. Каракозова. Статьи "Наша наука и ученые: ученые книги и издания" (Журнал "Книжный вестник" за 1866 г., №№ 1, 3, 7).

Темы 5-6. Основные исследовательские направления в отечественной социологии: позитивизм, неопозитивизм, антипозитивизм, марксизм, социальный бихевиоризм (Обзор).Неопозитивизм в отечественной социологии (1870-1880-е годы).

Появление работ умеренных позитивистов – биосоциологов: проф. Владимир Александрович Вагнер /1849-1934/, изучение предсоциальности животного мира, отличий стадности от социальности. Биографии и творчество крупных отечественных ученых позитивистского направления: В. А. Вагнера, В. М. Бехтерева.

Субъективизм-психологизм в исследованиях и трактовке социальной реальности /П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев и др./.

Критическое отношение к натурсоциологии со стороны представителей народничества, этико-социологической школы /Южаков С. Н./.

Появление осовремененного, нового позитивизма как стремление сохранить позитивизм в основе, его объективизм, следование точным методам познания. Жизнь и творчество Е. В. Роберти /1843-1915/. Презентация им новых подходов к позитивизму. Работа Е. В. Роберти "Новая постановка основных вопросов социологии" /1909/. Трактовка предмета социологии как коллективного сознания. Эволюционизм в понимании общественного прогресса. Прогресс как развитие мысли человечества. Неопозитивизм в отечественной социологии – продвижение от натурализации социальной жизни к синтетическому осмыслению социальной реальности. Отношение к личности в неопозитивизме. Основные принципы неопозитивизма. Статья Роберти "Неопозитивистская школа и новые течения в современной социологии" /Вестник Европы. – 1912. – Кн. 10. – С. 140-172/. Научные связи неопозитивистов с мировой социологией.

Тема 7. Социология в 1890-1900-е годы.

Институциализация социологии. Появление учебников и научных крупных работ по социологии. Создание по высочайшему разрешению в 1908 г. первой кафедры социологии в частном Психоневрологическом институте. Роль М. М. Ковалевского как собирателя научного сообщества и создателя отечественной социологии. Статус социологии в дореволюционном (до 1917 г.) российском государстве. Проблемы становления социологии в вузах. Развертывание отраслевых социологических исследований и публикаций. Дискуссии о самостоятельности социологии как науки. Определение миссии, предмета и метода в социологии. Установление постоянных связей с международными социологическими структурами. Распространение марксизма. Критика позитивизма со стороны антипозитивистов. Провал методологической консолидации социологов в условиях научного кризиса.

Тема 8. Научные школы в социологии.

Понятие научной школы. Критерии и признаки формирования научных школ в социологии.Отличие школы от научного течения и направления. Общий обзор научных школ в российской социологии по направленности исследований, использованию парадигм, основным концептуальным положениям. Ключевые фигуры ученых, представляющих научные школы. Эффективность научных школ. Субъективизм и объективизм: противоборство подходов в социологической науке и практике. Кризисы в отечественной социологии. Современные научные школы. Связь научных школ с изменениями научных парадигм и направлений.


Тема 9. Субъективная школа в отечественной социологии.

Основные представители "субъективистов": Н. Рейнгард, Н. Русаков, Е. Колосов, П. Мокиевский, В. Чернов и др. Жизнь и творчество основателей школы П. Л. Лаврова /1823-1900/, Н. К. Михайловского /1842-1904/, С. Н. Южакова /1845-1910/, Н. И. Кареева /1850-1931/ и др. С. Н. Южаков и его "Социологические этюды" (Т. 1-2). Оценка им субъективной школы как этико-социологической школы. Идеи народничества в творчестве представителей субъективной школы. Участие социологов в политической борьбе. Судьба социологов братьев Серно-Соловьевичей. Революционно-народнические взгляды П. Л. Лаврова. Социалист-революционер Виктор Чернов как теоретик социологии. Статьи В. М. Чернова в журнале "Русское богатство". Судьба народовольца Сергея Николаевича Кривенко /1847-1906/. Субъективная школа об условии прогресса как о способности критически мыслящей личности вести за собой массу, толпу и самой определять направленность целей, всего движения к нравственному идеалу. Трактовка субъекта, способного стать героем и быть в центре созданного им субъективного мира. Борьба за индивидуализацию личности, ее право на человеческое достоинство. Идеологизация социологии и аксиологизация ее метода.

Н. И. Кареев: жизнь и творчество. Кареев об историческом прогрессе как освобождении личности от подчинения "надорганической среде", т. е. обществу.

Тема 10. Неокантианская (антипозитивистская) школа в социологии.

Обновление идей И. Канта в России. Утверждение неокантианства в 1860-е годы, расцвет – в 1890-1920-е годы. Актуализация идеи возвращения к раннему Канту под влиянием психологизма в 1920-е годы. Теоретико-методологическая критика позитивизма с позиций обновленного кантианства в отечественной социологии. Отечественные антипозитивисты-неокантианцы Н. А. Алексеев, А. И. Введенский, С. И. Гессен, А. С. Лаппо-Данилевский, И. И. Лапшин, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский, В. М. Хвостов и др.

Основные представители антипозитивизма в России: Богдан (Федор) Александрович Кистяковский /1868-1920/, Лев Иосифович Петражицкий /1867-1931/, Павел Иванович Новгородцев /1866-1924/: жизнь и творчество. Дискуссии среди неокантианцев по поводу психологической концепции социологии Л. И.Петражицкого.

Петражицкий о различии права и нравственности и общественных функциях права. Новгородцев о государстве и праве, о кризисе современного правосознания. Сотрудничество Кистяковского с журналом "Русская мысль", поездки за границу, сближение с М. Вебером. Работа Кистяковского "Общество и личность" /1899, на нем. яз./. Кистяковский о социальном характере права в работе "Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. – 704 с.).

Работы В. М. Хвостова "Теория исторического процесса" (М., 1914) и "Социология. Исторический очерк учений об обществе" (Т. 1. – М., 1917). Вениамин Михайлович Хвостов о физической, внешней реальности – мыслимых нами объектах, которым мы придаем существование в некоем пространстве, и о другой реальности – мире внутреннего опыта, психической, духовной жизни человека, переживаемой в единстве мыслей, чувств, волевых актов. Изменение первоначальных идей в коллективном единстве под влиянием среды, традиций. Становление мысли социальной силой при условии приспособления мысли к общественной традиции.

Тема 11. Географическая школа в социологии.

Сторонники географической школы о роли географического фактора в общественной жизни. Обусловленность организации жизненного пространства человека, расселения людей и формирования поселенческих общностей природной средой. Флора, фауна, климат, реки, ландшафт как элементы среды обитания. Исследования по линии Русского географического общества, созданного в 1845 году.

Изучение социально-территориальных проблем жизни российского населения социогеографами А. П. Щаповым, П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Истоки социального картографирования в России.

Жизнь и творчество Льва Ильича Мечникова /1838-1888/. Сотрудничество Л. Мечникова с журналами "Современник", "Русское слово", "Отечественные записки", "Дело", "Слово", "Русский вестник", "Русское богатство". Социологические работы 1870-80-х годов: "Доазбучная цивилизация", "Вопросы общественности и нравственности", "Социологические очерки", "Школа борьбы в социологии". Посмертные публикации главного труда Л. Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" /в рус. пер. – 1898 г., Петербург, Киев/.

Тема 12. Исторические школы в отечественной социологии.

Традиции этнографических и историософических исследований в России. Экспедиции и жизнеописания народов. Вклад ученых историков в разработку социальных проблем: труды Н. Н. Алексеева, И. П. Белоконского, Н. А. Благовещенского, А. А. Исаева, А. А. Кауфмана, К. Р. Качоровского, А. А. Корнилова, С. А. Котляревского, В. Л. Кузьмина-Караваева, А. С. Лаппо-Данилевского, В. А. Мякотина, А. В. Пешехонова, А. Н. Пыпина, В. И. Семевского, Д. Р. Щеглова и др.

Жизнь и творчеств профессора А. А. Исаева /1851-1924/. Исследование мобильности, крестьянских переселений. Работы Исаева "Переселенцы в русском народном хозяйстве" (СПб., 1891. – 192 с.), " Вопросы социологии" (СПб.: Вестник знания, 1906. – 240 с.). Изучение Исаевым предрасположенности различных социальных групп к различным формам политического участия. Использование критерия "уровень благосостояния" для выделения групп в "стане имущих и неимущих". Политические публикации и сравнительный метод историка Л. З. Слонимского.

Вклад социолога-историка Евгения Викторовича Тарле /1874-1955/ в развитие социологии. Дореволюционная статья Тарле "Социология и историческое познание" /Вестник Европы. – 1902. – Кн. 10. – С. 429-474/. "Стационарное" в общественной жизни. Факторы, влияющие на устойчивость социально-экономического строя.

Вклад Н. А. Благовещенского, А. Н. Пыпина, П. А. Кропоткина /1842-1921/, М. М. Ковалевского, Л. И. Мечникова, П. Н. Милюкова в развитие этносоциологической школы.

Государственная школа в социологии. Творчество "государственников": А. Д. Градовского, Б. Н. Чичерина, В. О. Ключевского, К. Д. Кавелина, П. Н. Милюкова, П. И. Новгородцева, С. И. Муромцева, В. И. Сергеевича, С. М. Соловьева и др. Идеи правового государства в творчестве П. И. Новгородцева ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии" – 1896; "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" – 1901; и др.). Константин Дмитриевич Кавелин /1818-1885/ и его "Записки об освобождении крестьян в России" (1855). Работы Кавелина "Крестьянский вопрос", "Дворянство и освобождение крестьян", "Поземельная община в новой и древней России", "Бюрократия и общество" и др. (см. собр. его соч., 1901-1904 гг.).

Социолог-государственник Борис Николаевич Чичерин /1828-1904/. Юрист, либерал, последовательный монархист, сторонник конституциализма, профессор Московского университета (1861-1868), Почетный член Петербургской Академии наук (с 1893 г.). Работа Б. Чичерина "Курс государственной науки" /Ч. 1. – 1894; Ч. 2. Социология. – М.: Изд-во тов-ва И. Н. Кушнарев и Кº, 1896 – 432 с.).

Василий Осипович Ключевский: жизненный путь и творчество /1839-1911/. Работа Ключевского "История сословий в России" (1914). Интерес Ключевского к функционированию объединений людей в исторической ретроспективе. Трактовка сословий как больших групп, имеющих закрепленные в законе преимущества и ограничения, определенные права, обязанности и привилегии. Закрепощение сословий государством через государственные повинности в соответствии с имущественным положением "чина" /тяглового, нетяглового, служилого/. Типология форм власти по критериям территориальной, политической значимости и характеру взаимосвязей с обществом. Сравнительный анализ политических институтов и форм управления. Историко-социологические этюды В. О. Ключевского в журналах: "Происхождение крепостного права в России" (Русская мысль. – 1885. – № 1) и "Состав представительства в Земских соборах древней Руси" (Русская мысль. – 1890. – № 1; Там же. – 1892. – №№ 1, 2)

Современные исследователи исторической социологии и исторических школ /Н. В. Романовский, А. Н. Медушевский/ о происхождении и развитии идей исследователей, о движении в сторону позитивистского подхода в поздних работах Милюкова, Градовского, Кавелина, Сергеевича, Ключевского, Коркунова, Муромцева.

/V семестр/

Темы 13-15. Максим Максимович Ковалевский.

Жизнь и творчество М. М. Ковалевского /1851-1916/. Начало жизненного пути, семья, гимназия, учеба на юридическом факультете в Харьковском университете. Продолжение самообразования и образования в Праге, Вене, Берлине, Париже, Лондоне. Изучение работ О. Конта, Прудона. Личное знакомство с Г. Н. Вырубовым, Джоном Льюисом, Г. Спенсером, Г. Мэном. Заграничные поездки как "собирание сил" и материалов для научного анализа. Интерес к средневековью и истории политических учреждений. С 1877 г. по 1887 г. – работа в Московском университете. Интерес к происхождению общественных форм. Ежегодные заграничные поездки, встречи с Марксом и Энгельсом, работа в библиотеке Британского музея. Публикации об общинном землевладении, работа "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права". Работа в архивах Италии, Испании, США. Издание трех томов произведения "Экономический строй Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (Т. 1.– М., 1898. – 730 с.; Т. 2. – М., 1900. – 998 с.; Т. 3.– М., 1903). Сотрудничество с журналом "Юридический вестник". Три поездки-экспедиции на Кавказ, развитие интереса к истории общественных форм, влиянию обычаев на древние законы и уклад жизни.

18 лет вынужденной эмиграции /1887-1905/. Жизнь и творчество в заграничный период жизни. Связи с Россией и краткие визиты на родину. Сотрудничество с журналом "Вестник Европы", публикации в журналах "Русская мысль", "Образование", "Вестник воспитания" и др. Создание Русской школы общественных наук в Париже.

Роль Ковалевского в формировании теоретико-методологических основ отечественной социологии и объединении российского социологического сообщества.

Возвращение в Россию. Последнее десятилетие жизни. Работа в Петербургском университете. 1908 г. – совместно с В. М. Бехтеревым и Е. В. Роберти – открытие первой в России кафедры социологии в частном Психоневрологическом университете (Петербург). Ученики Ковалевского Н. Кондратьев, П. Сорокин, Н. Тимашев. Выступления Ковалевского в Вольном экономическом обществе, Юридическом обществе. Общественная активность Ковалевского. Избрание Ковалевского депутатом Первой государственной думы от харьковских крестьян. 8 лет работы в Государственном совете. Речи Ковалевского о личных свободах и правах граждан, о разделении властей, о конституционном устройстве общества. Семь месяцев в австрийском плену заложником за посредническую миссию, возвращение в Россию, резкое ухудшение здоровья, смерть.

Ковалевский – основоположник генетической социологии. Стержень творчества Ковалевского –происхождение форм взаимодействия людей и обустройства их жизни, структурирование отношений и закрепление структур. ранние работы: "В Сванетии" (1886), "Первобытное право" (1886), "Современный обычай и древний закон" (Т. 1-2. – М., 1886), "Пшавы" (1888), "Закон и обычай на Кавказе" (Т. 1-2. – М., 1890). Статья "Обособление дозволенных и недозволенных действий" (Новые идеи в социологии. – 1914. – № 4. – С. 84-108). Идеи генетической социологии в двухтомнике "Социология" (СПб, 1910. – Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. – 300 с.; Т. 2. Генетическая социология. – 296 с.). Генетическая социология как часть общей социологии, изучающая происхождение общественных институтов, порядков и отношений. Крупнейшее произведение М. М. Ковалевского в трех томах – "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламетаризму" (М., 1906; Т. 1. – Рост государства и его отражение в истории политических учений. – 520 с.; Т. 2. Рост государства и его отражение в истории политических учений. – 493 с.; Т. 3. Рост государства и его отражение в истории политических учений. – 293 с.). Происхождение государства и его учреждений как объект философско-политических и социологических исследований. Законы общежития людей и назначение власти. Исторический переход к парламентаризму и конституционализму в мировом сообществе. Учение и прирожденных правах человека и о народных решениях.

Ковалевский как основатель генетико-социологической школы и социологического сообщества в России. Соратники Ковалевского как создателя отечественной социологии и генетической школы в социологии. Жизнь и творчество К. М. Тахтарева – ученика Ковалевского.

Тема 16. Социальный бихевиоризм в российской социологии.

Социальный бихевиоризм: относительная самостоятельность и историческое родство с позитивизмом. Творчество П. А. Сорокина /1889-1968/ российского периода жизни, А. И. Звоницкой, В. А. Вагнера и др. по социальным проблемам поведения, рефлексологии. Работы П. А. Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" /1914/, "Система социологии" /Т. 1-2, 1920/.

Тема 17. Марксистская исследовательская традиция в отечественной социологии.

Распространение марксизма в России в 1880-1900-е годы. Связи российских политических деятелей и социологов с К. Марксом и Ф. Энгельсом, марксистами "первой волны". Специфика марксистского подхода к познанию общественной жизни и ее преобразованию. Социологические взгляды Г. В. Плеханова. Освещение крестьянского и рабочего вопросов, революций в российской социологии с позиций марксизма, народничества и либерализма. Биографии и творчество отечественных представителей марксистской научной школы в социологии (Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, А. А. Богданова, П. Б. Струве и др.). Разнообразие российского марксизма и проявление этого в социологических работах. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) как исследователь-социолог /1870-1924/. Основные социологические работы Ленина: "Развитие капитализма в России" /1899/, "Государство и революция" /1910/, "Исторические судьбы учения Карла Маркса" /1913/, "Либеральный профессор о равенстве" /1914/, "О государстве" /1919/ и др.

Богданов (Малиновский) Александр Александрович /1873-1928/. Революционная и научная деятельность. Встречи с Н. Бердяевым, Б. Савинковым, А. Луначарским. Увлечение политикой, профессиональный интерес к естествознанию и медицине. Участие в большевистской политической практике /1896-1909/. Уход из политики. – 1911 г. Богданов о роли пролетарской культуры и "Пролеткульта", о "собирании человека", раздробленного фрагментарным, негармоничным разделением труда и социальным неравенством. Попытки соединить большевизм, науку и гражданские свободы общества. Книга "Очерки философии коллективизма" (СПБ., 1909). Отношение Богданова к дарвинизму. Главный труд Богданова "Тектология. Всеобщая организационная наука" (Кн. 1-2. СПб., 1912). Структурные комплексы и приспособления. Глобализация производства и потребность в новых способах организационного мышления и новых научных формах систематизации в стихийных организационных процессах. Потребность в равновесии жизненных форм. "Закон наименьшего" – относительного сопротивления. Судьба целого решается возможностями отсталой части организационного комплекса, прорывом брешей в местах наименьшего сопротивления. Богданов о неприспособленности, которая взрывает новое в системном взаимодействии. Враждебное сопротивление во внешней среде как фактор, уменьшающий активность комплекса. "тектологические границы" при разрыве привычных социальных связей. Сохранение организационных форм при регулирующем, консервативном подборе. Необходимость прогрессирующего подбора, обеспечивающего запас активности за счет среды, динамический элемент самосохранения.

Развитие марксистской социологии после революций 1917 года. Судьба социологии после утверждения моноидеологии в российском обществе в 1920-1930-е годы. Запрет на социологию как буржуазную науку. Жизнь и творчество Николая Ивановича Бухарина. Участие в политике и государственном строительстве. Статья "Дарвинизм и марксизм". Бухарин о проблемах российской и мировой социологии. Учебник Бухарина "Теория исторического материализма". Статьи о научно-техническом прогрессе и политике. Крупное произведение Бухарина "Учение Маркса и его историческое значение" /1933/. Трагическая судьба Бухарина в годы сталинских репрессий.


Тема 18. Советская социология.

Условия существования, трудности и достижения. Ревизия прижизненных марксовых исследовательских подходов. Сталинский вариант марксизма. Ортодоксальность марксистских трактовок общественной жизни с позиций мировой революции и классовых антагонизмов. Три составные части советского марксизма: политическая экономия, философия (диалектический и исторический материализм, теория познания), научный коммунизм как социально-политическая теория. Исторический материализм как общесоциологическая теория. Сведение социологии к прикладным исследованиям ("социальным", "комплексным", "конкретным социологическим"). Актуализация социологических исследований в 1950-1960-е годы в советском обществе. Влияние "хрущевской оттепели". Развитие отраслевых социологий и разработка социологических теорий в советский период. Разработка теоретических проблем социологии. Успехи промышленной социологии. Тематика исследований в 1960-1980-е годы. Связь социологии с развитием трудовых коллективов, процессами социализации различных групп и категорий населения. Участие в социальном планировании и прогнозировании. Разработка проблем социального управления. Видные социологи СССР. Крупнейшие социологические структуры в советской России /общий обзор/.

Тема 19. Научные сообщества социологов.

Объединение ученых, исследователей в профессионально ориентированные сообщества как мировая традиция. Создание в 1893 г. Рене Вормсом Международного института социологии (МИС) в Париже. Деятельность российских социологов П. Лилиенфельда, М. Ковалевского и П. Сорокина на посту президентов МИС. Л. Петражицкий – вице-президент МИС. Участие "франко-русских" социологов Якова Новикова, Евгения де-Роберти и Максима Ковалевского в Парижском "Обществе социологов".

Первые самодеятельные научные общества в России: "Вольное экономическое общество" (ВЭО, 1765-1915), участие в нем К. Д. Кавелина, Д. И. Менделеева, П. П. Семенова-Тян-Шанского и др.; "Московское психологическое общество" при императорском Московском университете (1855), среди 159 его действительных членов в 1905 г. были социологи-позитивисты Вагнер В. А. (как зоолог), Гамбаров Ю. С., де Роберти Е. В. (как писатель) и др. Среди почетных членов этого общества – социологи Ключевский В. О., Ковалевский М. М., Муромцев С. А., Чупров А. И. и др.

Создание в начале XX века в Москве "Общества изучения поведения человека" (почетный председатель – И. П. Павлов, председатель-функционер – П. А. Сорокин). 1911 г. – посмертное создание "Общества им. А. И. Чупрова для разработки общественных наук". 1916 г. – посмертное создание "Русского общества имени М. М. Ковалевского". Закрытие – 1920 г., восстановление в Санкт-Петербурге – в 1993 г.

Деятельность "Русского географического общества" и "Исторического общества" (Санкт-Петербург, 1912 – создание секции социологов).

Деятельность философских, исторических, педагогических и психологических обществ в советское время. Отсутствие социологических самодеятельных организаций. 1958 г. – создание при Академии наук СССР самодеятельной структуры под контролем государства – Советской социологической ассоциации (ССА). Исключительно продуктивная роль Советской социологической ассоциации в развитии исследований и формировании социологических объединений. Формирование сети социологических организаций (и отделений) во всех республиках СССР в 1960-70-е годы. Проведение масштабных комплексных исследований по стране и в регионах.

Создание российских обществ социологов после роспуска ССА в 1990-е годы. Воссоздание социологического общества им. М. М. Ковалевского в Санкт_Петербурге в начале 1990-х гг. Российское общество социологов и демографов – 1989 г. 2003 г. – оформление Российской Социологической Ассоциации (РоСА). Устав и деятельность Российской Социологической Ассоциации (РоСА) в 2000-е годы. Объединения сибирских социологов.

Тема 20. Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня.

Участие российских социологов в Международных организациях в XIX-XX вв. Международный институт социологии и его конгрессы. Доклады российских социологов. Участие в руководящих органах международных социологических объединений.ISA (International Sociological Association) – МСА (Международная социологическая ассоциация под патронажем ЮНЕСКО (ООН) – 1949 г. Рофициальное вступление Советского Союза в МСА (октябрь 1958 г.). Участие советских социологов во Всемирных конгрессах: сент. 1950 г. –,Швейцария; авг. 1953 г. – Бельгия; авг. 1956 г. – Нидерланды; 1959 г. – Италия; 1962 г. – США; 1966 г. – Франция; 1970 г. – Болгария; 1974 г. – Канада; 1978 г. – Швеция; 1982 г. – Мексика; 1986 г. – Индия; 1990 г. – Испания; 1994 г. – Германия; 1998 г. – Канада; 2002 г. – Австралия; 2006 г. – ……. Проблемы, обсуждаемые на конгрессах. Доклады российских социологов. Участие российских ученых в родственных международных организациях (Международной ассоциации политических наук и др.).

Социологические конгрессы, съезды и совещания в СССР и постсоветской России. Заграничные поездки видных российских социологов.

Участие социологов в международных исследовательских и издательских проектах и программах в 1960-1990-е годы.

Разрыв и трудности воссоздания традиционных связей социологов с научными кадрами бывших советских республик, деловых связей социологических структур.

Конкретные достижения российской социологии в годы перестройки и реформ 1990-х годов. Участие социологов в социальных и политических преобразованиях 1980-90-х годов.

Социологические структуры в столичных городах и в регионах в 1990-е годы.

Тема 21. Деятельность Института социологии РАН и других академических структур.

1968 г. – создание Института конкретных социологических исследований в Академии наук СССР. Реорганизация института и его переименование в Институт социологических исследований, а затем – в ИС – Институт социологии. Структура института, направленность его деятельности. Стратегия развития теоретической, эмпирической социологии. Создание филиалов. Связи с ССА, а затем другими социологическими сообществами. Укрепление связей с жизнью как насущная потребность института в условиях реформ, перестройки. Основные достижения института в развитии социологических наук. Исследовательская, просветительская и образовательная функции Института социологии сегодня. Руководящие кадры института. Видные российские социологи – сотрудники ИС.

Деятельность Института социально-политических исследований (ИСПИ). Научные связи академических институтов. Наиболее крупные издательские и исследовательские проекты. Участие ИС в организации научных исследований в России. Развитие социологических исследований в вузах. Взаимодействие ИС с крупными вузами и социологическими кафедрами.

Тема 22. Социологические журналы.

Роль российских журналов в развитии исследований, теоретико-методологической подготовке кадров и социологическом просвещении. Освещение социальных проблем в журналах "Современник", "Отечественные записки". Первые социологические рубрики в журналах "Вестник знания" и "Вестник психологии". Журнальное базирование социологии в 1850-1890-е годы. Размежевание журналов по научным школам и направлениям. Журналы "Исторический вестник" (1882-1917), "Русская старина" (1870-1917), "Русский архив" (1863-1917), "Мир божий" (1901-1906), "Современный мир" (1906-1917), Дело" (1866-1917), "Русская мысль" (1880-1917), "Вопросы философии и психологии" (1889-1917), "Русское богатство" (1879-1918) и др. Юридические журналы и социологические публикации в них ("Юридический вестник", "Вестник права", "Вопросы права", "Журнал гражданского и уголовного права" и др.). Сибирские журналы. "Русский антропологический журнал" (1900-1917).

Либеральный журнал "Вестник Европы" (1866-1918). Роль журнала в развитии социологии и "собирании социологических сил". Основатель журнала М. М. Стасюлевич. Участие М. М. Ковалевского в издании журнала после смерти Стасюлевича. Тематика публикаций в журнале. Организация корреспондентской сети. Судьба журнала. Авторские социологические публикации в журнале.

Журнальные связи социологов в советское время. Отсутствие социологических журналов и рубрик после закрытия дореволюционных журналов. Публикации в журналах "Вопросы истории" (1927-1992), "Историк-марксист" (1927-1941). Журнал "Под знаменем марксизма".

Социологические публикации в журналах "Проблемы мира и социализма" (с 1958 г.), "Вопросы философии" (с 1947 г.), "Философские науки" (с 1957 г.). Социологические публикации в журналах "Научный коммунизм", "Рабочий класс и современный мир", "Мировая экономика и международные отношения" и др. Проблемы идеологической селекции и партийного контроля, ограниченные возможности опубликования полемических статей.

Создание журнала "Социологические исследования" (Социс) в 1974 г. Структура и назначение журнала. Ответственность учредителя – Академии наук СССР. Роль журнала в развитии научных коммуникаций, теоретико-методологической и методической подготовке кадров. Тематика публикаций. Участие крупных ученых в издании журнала.

Изменения в журнальной социологии в 1990-е годы. Закрытие ряда журналов. Появление новых собственно социологических изданий: "Социологический журнал", "Социология: 4 М", "Социология и социальная антропология" и др.

Журнальные коммуникации как информационный обмен, научная полемика, позиционирование теоретико-методологических взглядов.

Тема 23. Социология сегодня.

Развитие социологии в 2000-е годы: конкретные достижения и проблемы. Смена научных парадигм. Научный кризис в социологии, возможности его преодоления. Современные научные центры и школы в социологии. Областные научные школы, их возможности. Вузовское социологическое образование. Развитие вузовской социологии.

Международные критерии развития социологии как науки. Отношение к социологии в структурах власти и в несоциологических сообществах.

Проблемы ангажированности и профессионализма в социологической практике и ответственности социологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: