Политико-правовая теория анархизма

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

Основные его теоретические положения были сформулиро­ваны немецким философом Максом Штирнером (1806-1856гг.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1856гг.).

Анархисты крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Государство трактуется ими как сила, повелевающая членами политического общества, застав­ляющая их выполнять волю властвующих, подчиняться зако­нам. Даже если в законе отражается общая, народная, коллек­тивная воля, то и это не делает человека свободным. «Управле­ние людей людьми есть рабство», – писал Прудон. В условиях государства, заключает Штирнер, я являюсь собственным ра­бом. Поэтому государство, любую политическую власть они объявляли злом, которое должно быть уничтожено в процессе мирной социальной революции.

Основную задачу социальной революции анархисты виде­ли в установлении безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автоном­ных производственных ассоциаций, коммун, провинций, наций и социальных общностей. Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и резуль­татами труда, на договорных отношениях между индивидуаль­ными производителями, их общинами и группами, на трудо­вой собственности.

На обыденном уровне термином «анархия» зачастую обо­значают полный хаос, беспорядок, которые возникают в жиз­ни при отсутствии необходимого управления. Однако анархи­сты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видели отнюдь не в хаосе, неупорядоченности и неуправляемо­сти общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их мнению, и может породить действительный об­щественный порядок, основанный на самоуправлении и взаи­модействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать популярный девиз привержен­цев этого движения: «Анархия – мать порядка».

Сильной стороной взглядов анархистов, в значительной мере обусловившей их определенный успех, была критика со­циально-экономического и политического строя современных буржуазных государств. Конституционный образ правления в тогдашней Франции Прудон характеризовал как «конфедера­цию буржуа против рабочих и короля». Слабой стороной их взглядов были наивность, утопизм, поскольку устранение го­сударства на данном этапе исторического развития общества немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям.

Антиэтатизм определял и правовое мировоззрение анархи­стов. Прудон, к примеру, принципиально отрицал значение за­конов, которые установлены государством, полагая, что они посягают на свободную волю индивидов. Но он признавал дру­гой источник права – договоры. «Я готов договариваться, –писал он, – но я не желаю законов». Не всегда лестно он отзы­вался и о правоведах, считая, что они ограничиваются «раб­ской ролью комментаторов и буквоедов».

Идеи Прудона оказали заметное влияние на развитие социалистического движения во Франции и других странах Ев­ропы, на анархистские проекты российских мыслителей – М. Ба­кунина и П. Кропоткина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: