1. Какие факторы повлияли на становление советского государственного управления после иностранной военной интервенции и гражданской войны?
2. Нэповская демократизация, перестройка системы чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса.
3. Становление союзного государственного управления при образовании СССР.
4. Значение Конституции СССР 1924 г. и новой Конституции РСФСР для совершенствования государственного управления.
5. Изменение государственного управления на основе новой Конституции СССР 1936 г. в преддверии второй мировой войны.
6. Основные черты советского государственного управления 20—30-х гг.
7. Фундаментальные итоги и уроки деятельности государственного управления к концу 30-х гг.
Рекомендуемая литература
Декларация об образовании СССР. Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. // Съезды советов в документах. 1917—1936: В 3 т. Т. III. M., 1960.
Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996.
|
|
Конституция (Основной закон) СССР. 5 декабря 1936 г. //Съезды советов в документах. 1917—1936. T. III. М., 1960.
Коржихина Т.П., Сенин А. С. История российской государственности. М., 1995; Курицын В.М. История государства и права России 1929—1940. М., 1998.
Основной закон (Конституция) СССР 1924 г. // Съезды советов в документах. 1917—1936. Т. III. M., 1960.
Политическая борьба за выбор модели социализма. Сталинская «революция сверху» // Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998.
[1] Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. №5. С. 33.
[2] Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., С. 574-578.
[3] Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995. С. 439—446.
[4] Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. №7. С. 81.
[5] Старцев В. И. Трехтомник «История России с древнейших времен до конца XX в.» //Вопросы истории. 1997. № 11. С. 164.
[6] Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 45.
[7] Демин В.А. Государственная дума России (1906—1917): механизм функционирования. М., 1996. С. 83.
[8] Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.,1994. С. 22—24; Демин В.А. Указ. соч. С. 85.
[9] См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 264—267.
[10] Земцов Б. Две России. Гражданское общество в преддверии революции //Свободная мысль. 1996. № 10. С. 75—88.
[11] Демин В.А. Государственная Дума России (1906—1917)... С..79.
[12] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 261.
[13] Иоффе Г.З. «Распутиниада» — большая политическая игра // Отечественная история. 1998. № 3. С. 117.
|
|
[14] Кризис самодержавия. 1894—1917. Л., 1984. С. 627—637.
[15] Ахиезер А. С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4—5. С. 3—45.
[16] С марта по июль 1917 г. царь и его семья находились под домашним арестом в Царском Селе, затем Романовы по требованию общественности были отправлены в г. Тобольск, где пребывали с августа 1917 по апрель 1918 г., после чего были перевезены в Екатеринбург. В марте 1917 г. в Петрограде было арестовано 4 тыс. сторонников Романовых.
[17] Родзянко Михаил Владимирович (1859—1924) — один из лидеров партии октябристов, крупный помещик. В 1911—1917 — председатель III и IV Государственных дум, в 1917 — Временного комитета Государственной думы. Белоэмигрант. Автор воспоминаний «Крушение империи».
[18] Львов Георгий Евгеньевич (1861—1925) — князь, крупный помещик, депутат I Государственной думы, председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора». 2 марта — 7 июля 1917 г. глава Временного правительства.
[19] Гучков Александр Иванович (1862—1936) — русский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель III Государственной думы. В 1915—1917 г. — председатель Центрального военно-промышленного комитета. В марте—апреле 1917 г. — военный и морской министр Временного правительства. Белоэмигрант.
[20] Минц И. И. История Великого Октября. Т. 1. М., 1967. С. 557, 601-602.
[21] Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, историк, профессор, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. — министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава— до 2 (15) мая. Белоэмигрант. Труды по истории России XVIII—XIX вв., Февральской и Октябрьской революций.
[22] Керенский Александр Федорович (1881—1870) — русский политический деятель. Адвокат. Лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе. С марта 1917 г. эсер; во Временном правительстве: министр юстиции (март—май), военный и морской министр (май—сентябрь), с 8 (21) июля — министр-председатель, с 30 августа (12 сентября) — верховный главнокомандующий. С 1918 г. в эмиграции.
[23] Некрасов Николай Виссарионович (1879—1940) — инженер-технолог, один из лидеров левых кадетов, профессор. Депутат III и IV Государственных дум. Министр Временного правительства. С 1921 г. в Центросоюзе.
[24] Коновалов Александр Иванович (1875—1948) — крупный текстильный фабрикант, лидер партии прогрессистов и «Прогрессивного блока» в IV Государственной думе. Белоэмигрант.
[25] Шингарев Андрей Иванович (1806—1918) — земский деятель, врач, публицист. Одни из лидеров кадетов, депутат II— IV Государственных дум.
[26] Терещенко Михаил Иванович (1886—1956) — русский капиталист, сахарозаводчик. В 1917 г. министр финансов, а затем министр иностранных дел Временного правительства.
[27] 3 марта правительство сделало важный шаг в формировании элиты государственного управления, заменило губернаторов на комиссаров.
[28] Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы истории. 1990. № 12. С. 134.
[29] Куликов С.В. Временное правительство и высшая царская бюрократия // Отечественная история. 1999. №4. С. 108—110.
[30] Внешнеполитические задачи были изложены в воззвании Временного правительства к населению от 6 марта, Декларации от 27 марта, а также в Декларации Петросовета «К народам всего мира».
[31] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. М., 1998. С. 292.
[32] История государственного управления России. Ростов н/Д, 1999. С. 290.
[33] Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. M., 1994. С. 327.
[34] Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март— апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 143.
[35] Для рассмотрения возрастающего потока дел срочно были созданы Канцелярия Временного правительства. Совещание товарищей министра, Малый Совет министров.
|
|
[36] Фальмер Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 1. М., 1992. С. 25.
[37] После гражданской войны 14 из них остались в России, а более 20 оказались в эмиграции. См.: Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы //Вопросы истории. 1994. № 6. С. 163—168.
[38] Пайпс Р. Русская революция. Ч.1. С. 359.
[39] Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988. С. 129—130.
[40] Об учреждении земельных комитетов. Постановление Временного правительства 21 апреля 1917 // Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. 1. 27 февраля — 5 мая 1917 г. Пг., 1917. С. 192—197.
[41] Постановления Донского войскового малого круга. 2—7 августа 1917 г. Новочеркасск, 1917. С.5.
[42] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 503.
[43] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 46—49.
[44] Полный сборник платформ всех русских политических партий. СПб., 1906. С. 61-62.
[45] Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. С. 113.
[46] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 112.
[47] Перечень губерний и областей приведен по очередности введения земства. Весной 1917 г. вся страна покрылась сетью общественных исполнительных комитетов, которые во многих местах до избрания новых городских дум играли роль городского самоуправления.
[48] Год русской революции (1917—1918 гг.). М., 1918. С. 125—131.
[49] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 38. С. 3.
[50] Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. М.,1957. С. 46; Суханов Н. Записки о революции. Берлин, Петербург, Москва, 1922. Кн.7. С.29.
[51] Старцев В. И. Крах керенщины. М., 1982; Он же. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990. № 16. С.76; Парадоксы политики: демократ и диктатор (А.Ф. Керенский) // История России в портретах. Смоленск. 1996; Герасименко Г.А. и др. Александр Федорович Керенский. М., 1996; и др.
[52] Эбрахэм Р. Александр Керенский. Первая любовь революции. Лондон, 1987; и др.
[53] Деникин А.И. Очерки русской смуты. T.I. Париж. С. 188, 190.
[54] Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. № 1.
|
|
[55] См.: Старцев В.И. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990, № 16. Колоницкий Б.И. Культ А.Ф. Керенского: образы революционной власти // Отечественная история. 1999. № 4. С. 105—108.
[56] Керенский закрыл примерно 20 газет, начал вооруженную борьбу с аграрной революцией.
[57] Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: Общественные исполнительные комитеты. М., 1992. С. 302.
[58] Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5—6. С. 34.
[59] С предложением о вступлении в Совнарком Ленин обратился к М.А. Спиридоновой и И.Л. Мартову, однако меньшевики-интернационалисты в 1917 г. не смогли создать свою партию. Левые эсеры на первом съезде своей партии, проходившем 19—28 ноября 1917 г., организационно оформились в самостоятельную партию (центральный орган — газета «Знамя труда», численность на июль 1918 г. — 80 тыс. Лидеры: М.А. Спиридонова, Б.Д. Камков, М.А. Натансон).
[60] Звездова Н.В. Рационализация государственного управления Россией в первый год Советской власти // Рациональность и государственное управление. Ростов н/Д, 1995. С. 118—121.
[61] Из 715 депутатов Учредительного собрания, избранных 12 ноября 1917 г., 412 представляли партию эсеров, 183 — большевиков, 120 мест приходилось на долю остальных партий. Открыто 5 января 1918г. в составе 410 депутатов, отсутствовало 305 депутатов, в том числе фракция кадетов. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Антиисторично винить только большевиков в роспуске такого парламентского учреждения, каким было Учредительное собрание. Они, несомненно, навязали свою партийную волю народу и обществу, но «не смогли бы прорваться к вершинам власти, если бы не уловили в свои политические паруса порывы массового радикализма». Как отмечал Н.А. Бердяев, большевизм «оказался наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 г., и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием». См. подробнее: Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997. С. 324— 324; Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва и политического крушения. Л., 1976; Скрипилев Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982; и др.
[62] Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.
[63] Объединенный съезд стал именоваться Третьим Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и завершил свою работу 18 января 1918 г. Количество делегатов на этом съезде было в два раза больше, чем в составе Учредительного собрания — 1647 (в том числе 860 большевиков).
[64] 2 ноября генерал М.В. Алексеев (бывший начальник штаба главковерха А.Ф. Керенского) начал формирование здесь Добровольческой армии (такое название она приняла с появлением 27 декабря 1917 г. ее декларации, а до этого именовалось «алексеевской» организацией).
[65] См.: Процесс Бориса Савинкова. Берлин, 1924. С. 39-43.
[66] Соколов К.Н. Правление генерала Деникина. София, 1921.
[67] В.В. Шульгин представил Положение о правительстве юга — Особом совещании, которое было доработано членами ЦК кадетов В.А. Степановым и К.Н. Соколовым.
[68] Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977. С. 232.
[69] Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970. С. 31.
[70] Сергеев В.Н. Политические партии в южных казачьих областях России. 1917-1920 гг. Ч. II. Ростов н/Д, 1993. С. 44-45.
[71] Гармиза В.В. Указ. соч. С. 31-49.
[72] Лидер левых эсеров М.А. Спиридонова в открытом письме ЦК партии большевиков предупреждала об отрицательных последствиях безнадзорного положения их партии для самих большевиков: «Вы скоро окажетесь в руках вашей чрезвычайки, вы, пожалуй, уже в ее руках. Туда вам и дорога». Летом — осенью 1918 г. в Советской стране возникли первые концентрационные лагеря, получившие впоследствии широкое распространение.
[73] Решения съездов правящей партии имели большое управленческое значение. Так, 8-й съезд РКП(б) (март 1919 г.) в резолюции «Об отношении к среднему крестьянству» констатировал начало поворота среднего крестьянства в сторону Советской власти и необходимость отказа от прежней политики его нейтрализации. Съезд своевременно определил новую линию партии по крестьянскому вопросу: уметь достигать соглашения со средним крестьянством, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь на бедноту.
[74] Спирин Л. П. Партия большевиков в гражданской войне //Коммунист. 1990. № 14.
[75] III Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г., 1647 делегатов) утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. С докладами выступили В.И. Ленин (о работе СНК), Я.И. Свердлов (о деятельности ВЦИК), И.В. Сталин (об основах федеративного устройства). IV Всероссийский съезд Советов (март 1918, 1246 делегатов), ратифицировал Брестский мирный договор, с докладом выступал В.И. Ленин, содоклад от левых эсеров сделал Б.Д. Камков. V Всероссийский съезд Советов (июль, 1164 делегатов), отчеты СНК, ВЦИК, В.И. Ленина; Я.М. Свердлов, А.Ф. Цюрупа (продовольственный вопрос), Л.Д. Троцкий (организация социалистической Красной Армии), Ю. М. Стеклов (о принятии Конституции РСФСР). VI Всероссийский съезд Советов (ноябрь 1918, 1296 делегатов); В.И. Ленин (годовщина революции; международное положение), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновьев (строительство Советской власти), Д.И. Курский (соблюдение социалистической законности). VII Всероссийский съезд Советов (декабрь, 1919, 1011 делегатов), В.И. Ленин (отчет ВЦИК и СНК), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновьев (о коммунистическом интернационале) и др. VIII Всероссийский съезд Советов (декабрь 1920, 2537 делегатов), В.И. Ленин (доклад СНК и ВЦИК о внутренней и внешней политике); Л. Д. Троцкий (о транспорте), Г.М. Кржижановский (об электрификации) и др.
[76] Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986, С. 25.
[77] Ленин В.И. Все на борьбу с Деникиным! // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 45-48.
[78] Реввоенсовет республики 6 сентября 1918г. — 28 августа. 1923. М., 1991.
[79] Особое место в политике «военного коммунизма» отводилось продразверстке, по которой крестьяне обязаны были сдавать все излишки своей продукции государству для снабжения армии и рабочего класса. После сдачи продукции крестьяне получали квитанции, дающие право на получение промышленных товаров. Так был налажен натуральный обмен между городом и деревней, он не являлся товарно-денежным, был мерой административно-внеэкономического порядка. (См.: Очерки истории экономики. М., 1993. С. 238-242).
[80] См.: История государственного управления в России. М., 1997. С. 209.
[81] Федюк В.П. Белые: антибольшевистское движение на Юге России 1917—1920 гг. М., 1990; Венков Л.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе гражданской войны. Ростов н/Д, 1995; Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири: Армия и борьба за власть. Томск, 1995; Устаткин С.В. Трагедия Белой гвардии. Н. Новгород, 1995; и др.
[82] Поляков Ю.Л. Гражданская война в России (поиски нового видения) // История СССР. 1990. № 2. С.110.
[83] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе, цивилизации. М., 1995. С. 392.
[84] Политические партии России в зеркале энциклопедии: проблемы и решения. «Круглый стол» //Отечественная история. 1997. № 3. С. 142.
[85] Попытка повернуть Россию вспять обернулась иностранной военной интервенцией, гражданской войной, принесла кровь, страдания, разрушения, лишения, обрекла народ страны ни величайшую трагедию в ее истории.
[86] Лихолетьем 1917—1920 гг. доказана приверженность абсолютного большинства населения России движению к новым историческим рубежам, его решимость не допустить возврата к старому режиму, который завел страну в тупик и был отвергнут двумя народными революциями 1917 г.
[87] Один из уроков 1917—1920 гг. — структура, функции, методы государственного управления должны быть адекватны задачам, условиям момента.
[88] Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссии СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ; возглавлялся он Председателем СНК В.И. Ульяновым (Лениным); преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственных органов.
Сначала сужен был объем функций Всероссийской комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, усилены в ее работе начала «революционной законности», борьбы с детской беспризорностью, в 1922 г. она реорганизована в Государственное политическое управление, упразднены местные, транспортные, фронтовые, армейские ЧК. Судебные функции изъяты из ведения административных органов, сосредоточены в народных судах. Продолжала функционировать до 1936 г. созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого Председателем ВЦИК М.И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза. Упразднены ВРК, ревтрибуналы и другие чрезвычайные органы. См.: ВЧК и начало нэпа // Свободная мысль. 2000. № 4. С. 114-128.
[89] Восстановлена конституционная избирательная система с ее специфическими чертами: прямые выборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям, территориальные — для не охваченного производством населения, преимущество в нормах представительства для рабочих по отношению к крестьянству, лишение избирательных прав 7 категорий лиц, многопартийность Советов.
[90] См.: Съезды Советов в документах. 1917—1936гг.: В 3 т. T.I. M., 1959. С. 141—147, 180—184; 216.
[91] Восстановлено действие статьи 37 Конституции РСФСР, согласно которой «общее управление делами РСФСР принадлежит СНК, который принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Есть версия, что за весь XX в. Россия лишь однажды — с октября 1917 г. до осени 1922 г. имела такое правительство, которое умело привлекало, расставляло по местам лучшие силы, управляло наиболее рационально, правильно, целесообразно. См.: Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 173.
[92] 2 История государства и права России /Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С. 358.
[93] Еще на VIII съезде Советов в работе участвовали меньшевистские и эсеровские делегаты без права решающего голоса. Организации этих партий существовали легально. Эсеры предложили создать «единую социалистическую партию». Меньшевистская РСДРП участвовала в 1920 г. во Всероссийском партийном совещании, провела свою конференцию, а в 1922 г. призвала к установлению демократической республики и в условиях преследования ушла в подполье. В 1922 г. активным членам партии эсеров было предъявлено обвинение в конспиративной антигосударственной деятельности, они были арестованы и предстали перед судом летом 1922 г.
[94] Активно утверждал тезис «диктатуры партии» Г.Е. Зиновьев, предлагавший закрепить его конституционно. См.: Зиновьев Г.Е. Наши задачи // Правда. 1923. 2 марта, а также XII съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет М., 1923. С. 41.
[95] См.: Об антисоветских партиях и течениях. Резолюция XII Всероссийской конференции РКП (б). 4—8 августа 1922 г.
[96] См.: Исаев И.А. История государства и права России. М.,1994. С. 354—368. Здесь представлены аналитический итог разработки, содержание каждого кодекса, споры разработчиков, детальность обсуждения, коллективность принятия.
[97] Кодексы оформили юридически нэповское государственное управление, означали правовое регулирование его сферы, отразили его социально-экономическую сущность и пределы, господствующее положение государственной собственности, развитие частнохозяйственной деятельности при регулирующей в определенных рамках роли государства.
[98] Советские республики Азербайджан, Армения, Грузия объединились 12 марта — 13 декабря 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Республику, создали федеративное управление в сферах внешней политики, военных дел, финансов, транспорта, связи, РКИ, которым ведал исполнительный Союзный совет. В других сферах республики сохранили самостоятельное управление.
[99] См.: Последние письма и статьи В.И. Ленина. 23.12.1922—02.03.1923 г. И // Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1970. В 34—45-м, 49—55-м томах опубликованы произведения первого и бессменного в течение пяти лет Председателя СНК, в которых отражена роль В.И. Ленина в создании, развитии советского государства, управления.
[100] Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996. С. 120. В.И. Ленин убеждал соратников в том, что компартия может руководить, но не управлять, не смешивать в текущей работе общественно-партийные и государственно-советские функции.
[101] Исключительному ведению съезда СССР подлежали изменения, дополнения союзного договора; исключалась возможность его денонсации в одностороннем и групповом порядке. Конституционно была оформлена возможность вступления в СССР новых государств; образование Союза представлялось шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую республику. В последующие годы Союз объединял 16 союзных республик. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. 1922-1936 гг. М., 1960. Т. 1. С. 17, 75.
[102] Президиум ЦИК сообщил в июле 1923 г. всем народам и правительствам о создании СССР, о начале работы его высших органов власти и управления. См.: СУ РСФСР 1923 г. № 95. Ст. 950. На II съезде Советов присутствовало 2124 делегата. В Союзный Совет ЦИК избрано 414 членов и 220 кандидатов пропорционально населению союзных республик. РСФСР уступила добровольно часть мест менее населенным БССР и ЗСФСР. Совет Национальностей утвержден в количестве 100 человек по списку республик и областей. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936гг. Т. III. С. 31—33.
[103] Вторая палата ЦИК и такое построение высших органов СССР, чтобы они полностью отражали не только общие нужды и потребности всех народов, но и специфические каждого из них, сделаны по рекомендации XII съезда РКП(б). См.: Съезды Советов СССР. Т. 1.С. 28. Современные авторы полагают, что ни в одной из западных федераций ее субъекты не имели статуса суверенного государства. Это советское новаторство не получило мирового развития, было отягощено элементами унитаризма в СССР. См.: Коржчхина Т.П., Сенин А.С. Указ соч. С. 198.
[104] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. М., 1960. С. 15—22, 40—54. Конституция принималась в обстановке острых дискуссий, не были поддержаны идеи ликвидации РСФСР и ЗСФСР, вхождения автономий на правах независимых суверенных республик, высказывались возражения против союзной Конституции (ограничиться лишь договором), союзного гражданства, Палаты национальностей, вхождения в нее представителей автономий.
[105] В современной литературе есть мнения как о федеративном, так и унитарном характере государственного устройства и управления РСФСР. См.: История государства и права России. С. 387.
[106] Об основах судоустройства, судопроизводства, основных началах уголовного законодательства, общих началах землепользования и землеустройства СССР и союзных республик, о новой редакции УК РСФСР см.: Исаев И.Л. Указ соч. С. 369-370
[107] При приеме на государственную службу при прочих равных условиях преимущество отдавалось лицам, знающим местные языки. ВЦИК и СНК упразднили наркомнац, вместо которого при Президиуме ВЦИК учрежден (апрель 1924 г.) отдел национальностей. См.: История государства и права России. С. 368.
[108] Присутствовало 2276 делегатов. ЦИК СССР образован в составе 633 человек. В Союзный Совет избрано 450 членов и 199 кандидатов. РСФСР уступила часть полагавшихся ей мест (все население составляло 70,2% СССР) менее населенным республикам. Совет национальностей утвержден в составе 131 члена и 53 кандидатов, представлявших все национальные государства и государственные образования СССР. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922-1936гг. Т. III. С. 65-71.
[109] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. С.77-83.
[110] До 1936 г. функционировал СТО (Совет труда и обороны) СССР, созданный Совнаркомом по решению ЦИК.
[111] См.: СЗ СССР 1927 г. № 21. Ст. 242.
[112] Протоколы, документы совместных заседаний ЦКК ВКП(б) и НК РКИ по советским вопросам хранились в государственных архивах, а документы ЦКК — в партийных.
[113] Своеобразное соединение, совместная работа НК РКИ и ЦКК ВКП(б) прекратились, когда оба органа упразднили в 1934 г., была создана Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия исполнения при СНК СССР преобразована в Комиссию советского контроля при СНК, которая сосредоточилась на функциях контроля исполнения решений правительства и осуществляла бюрократический контроль силами штатных контролеров без участия масс (упразднены и ячейки содействия РКИ).
[114] История России. ХХ век /Отв. Ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С. 281.
[115] Провозглашенная 23 марта 1918 г. Донская советская республика управлялась своим правительством — СНК до захвата ее в мае германскими войсками. После восстановления советской власти в 1920г. переименована в Донскую область (имела 6 округов), административное деление которой изменено декретом ВЦИК (7 марта 1923 г.). В ноябре 1924 г. донские округа и районы вошли в Северо-Кавказский край (центр — г. Ростов-на-Дону), объединивший Дон, Кубань, Ставрополье, национальные округа и области Северного Кавказа. Летом 1930 г. вместо округов созданы районы. В январе 1934 г. из Северо-Кавказского края выделился Азово-Черноморский край, разделенный 13 сентября 1937 г. на Краснодарский край и Ростовскую область.
[116] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. Т. III. С. 215, 223— 224. Проект разрабатывался почти полтора года Конституционной комиссией, 12 подкомиссиями в составе квалифицированных специалистов, ученых, государственных и общественных деятелей из всех республик; он опубликован, изучался повсеместно и полгода всенародно обсуждался на собраниях трудящихся, заседаниях советских и других различных структур, на Чрезвычайных районных, городских, областных, краевых, республиканских съездах Советов, одобрен с поправками, предложениями, которые учтены Конституционной комиссией и союзным съездом, где проект тщательно обсужден коллективно, уточнен. Современная литература отразила действительно всенародное творческое обсуждение и одобрение проекта; участие более половины взрослого населения, поступление в комиссию 154 тыс. предложений к отдельным статьям, выступление по докладу И.В. Сталина 56 делегатов, работу Редакционной комиссии, принятие Всесоюзным съездом 47 поправок и дополнений к трем десяткам статей. Подробнее см.: История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 406—408; Исаев И.А. Указ. соч. С. 384.
[117] Конституция СССР 1936 г. «формально отвечала лучшим мировым образцам того времени». Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998. С. 530.
[118] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // Съезды Советов СССР. Сб. документов Т. III. С. 226—246. Обобщенные оценки Конституции СССР. См.: История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 418.
[119] Конституция РСФСР принята 21 января 1937 г. XVII Всероссийским съездом Советов. Многие главы, статьи повторяли дословно аналогичные главы, статьи союзного Основного закона, были составлены в соответствии с ним, в том числе по вопросам государственного управления. РСФСР, сказано в ее Конституции, добровольно объединилась с другими республиками в Союз ССР, передала ему права согласно ст. 14 Конституции СССР, осуществляет власть и управление самостоятельно вне пределов этой статьи, сохраняет свои суверенные права, признает обязательность законов СССР на своей территории. В отличие от союзной в Конституции РСФСР представлена структура местных исполкомов, допускались особенности с учетом социально-экономического разнообразия районов, городов, автономных республик.
[120] На многих избирательных участках граждане стремились проголосовать в числе первых, занимали очередь с вечера, ожидали всю ночь до начала голосования в 6 часов утра. По данным избирательных комиссий, в выборах ВС СССР участвовало 96,8% избирателей, в местные СДТ — 99%. За кандидатов единого блока проголосовали 99% избирателей в ВС СССР, 99,02% — в областные, 98,7% — в районные, 98,04% — в городские и сельские советы депутатов трудящихся, что отражало единство народа, власти, управления, подотчетность власти народу, для чего существовало право отзыва избирателями депутатов.
[121] При правительстве были созданы всесоюзные комитеты по делам искусств (1936 г.), кинематографии (1938 г.), высшей школы (1936 г.), регламентирован порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, введен в действие типовой устав вуза (1938 г.).
[122] В Конституции РСФСР отсутствовала аналогичная статья, поскольку здесь не было своей партии в отличие от других союзных республик, действовала ст. 126 союзной Конституции.
[123] Исаев И.А. Указ. соч. С. 401.
[124] См.: Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 25—36; Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М, 1995, С. 240—272.
[125] См.: Курашвили Б.П. Новый социализм. К возрождению после катастрофы. М., 1997; Власть и советское общество в 1917—1930 годы: Новые источники. «Круглый стол» // Отечественная история. 2000. № 1.
[126] См.: Россия, которую мы не знали. 1939—1998. Хрестоматия. Челябинск, 1995.
[127] Ранее Российская Федерация, Советский Союз были названы «социалистическими» в смысле перспективы и социального характера строительства. В 30-е гг. общество объявлено социалистическим по итогам строительства и на основе определенных критериев, зафиксированных в Конституции СССР 1936 г. Социализм считался тогда построенным в основном с перспективой завершения его строительства. Позднее многие авторы критически отнеслись к этой самооценке. (История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. С. 401, 403.)
[128] Нарастало стремление рабочих, крестьян, интеллигенции, государственных и общественных деятелей различных стран увидеть, понять «феномен возникновения и строительства нового, справедливого, доселе невиданного на планете общества», крепла их поддержка Страны Советов и надежда на успех. См.: Куликова Г.Б. СССР 1920—1930-х гг. глазами западных интеллектуалов //Отечественная история. 2001. № 2. С. 4.
[129] См.: Поташев Ф.И. Воплощение российских традиций соборности в народных Советах XX в. // Российская соборность и современность. Ростов н/Д, 1997.