Особенная канцелярия по кредитной части Министерства финансов
Русско-Китайский банк 1895
Программа развития промышленности и торговли 1893
Ø Защита отечественного производства от «соперничества иноземных товаров на русских рынках» с помощью покровительственного таможенного тарифа, выгодных для государства торговых трактатов и надлежащей системы ж\д тарифоф
Ø Должна была обеспечить руководство «развитием промышленности и торговли со стороны правительства», его содействие и помощь нравственную и материальную частным предпринимателям, когда «частный почин» был «или невозможен, или слишком слаб»
Ø В отличие от западноевропейских государств, где обрабатывающая промышленность развивалась медленно и постепенно, а отдельные предприниматели всегда находили помощь в цеховых учреждениях, корпорациях… русская промышленность поставлена в гораздо более трудные условия, и в свеем развитии должна пропустить несколько исторических ступеней
Ø Работал как на русских казенных, так и на иностранных капиталах
Ø Находился под контролем царского правительства
Ø Учрежден для содействия развитию экономических связей России со странами Дальнего Востока
Ø Стал основным каналом для вывоза русских капиталов во всех его формах на Дальний Восток
Ø Задача «мирного проникновения» в страны Среднего и Дальнего Востока
Ø После поражения в русского-японской войне был объединен с Северным банком. На базе этого слияния был онснован Русско-Азиатский банк (1910), ставший крупнейшим коммерческим банком Российской империи
КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога)
Ø Протяженность около 2400 верст
Ø Роль этого отделения МФ резко возросла еще в конце 1880=з с образованием Иностранного отделения Кредитной канцелярии. Начало готовить материалы для выпуска займов
Ø Следили за положелнием международного денежного рынка, финансовой и политической прессой
Ø Превратилась в «совершенно своебразное учреждение», совмещавшее в себе «не только административные, но и чисто операционные функции»
Ø «наряду с административными задачами государственного управления в области денежного хозяйства и кредита» в канцелярии оказалась сосредлточенной «определенная деятельность по выпуску займов, покупке валюты и заграничным расчетам не только правительства, но и многочисленных общественных учреждений»
Ø Объем производившихся операций превышал сотни миллионов рублей, т.е. превосходил объем операции любого банковского учреждения
Ø Вместе с Государственным банком занимались регулирование денежного образения, валютной и дисконтной политики
Ø К середине 90х приобрело особенную остроту в связи с усилившимся после голода 1891-1892 самовольным движением за Урал кр-н из центральных губерний России
Ø До 1896 переселение сельских обывателей и мещан на казенные земли регулировалось на основании закона 13 июля 1889
Ø После реформы 1861 правительство стремилось ограничить и затруднить переселенческое движение, опасаясь, что центральные губернии окажутся без рабочей силы, а поселение на казенных землях даст повод крестьянам надеяться на дополнительное наделение землей
Ø С 1894 нуждавшимся переселенцам была увеличиена выдача путевых пособий, созданы новые врачебно-устроительные и межевые партии с целью заготовки участков для переселенцев
Ø 1896 создано специальное переселенческое управление при МВД
Ø 1898 введен льготный железнодорожный переселенческий тариф на Север
Ø В результате всего сократились смертность среди переселенцев, число самовольно переселившихся и возвращавшихся обратно переселенцев-неудачников
Ø В 1898 из 193129 обратно вернулось 14 645 (12%)
Ø В 1896 для губерний нечерноземной полосы доля самовольного переселения оставила 90;, в 1897 упала до 43%, в 1898 – до 11%
Ø 1898 ряд районов страны, в которых правительство заинтересовано:
Ø Принятые меры для облегчения переселения на окраины империи не решали переселенческую проблему в целом. Она находилась в прямой зависимости от общекрестьянского законодательства. Передвижение крстьян по-прежнему было сковано паспортным уставом, общинной системой землевладения и круговой порукой.






