Теория капитала

Учение о чистом продукте

В теоретическом наследии творчества Ф.Кенэ важное место за­нимает учение о чистом продукте, который сейчас называют на­циональным доходом. По его мнению, источниками чистого про­дукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не произ­водится и происходит якобы только смена первоначальной фор­мы этого продукта.

Одновременно о значении торговли он высказал ряд положи­тельных суждений. К примеру, признавая торговлю «бесплодным занятием», лидер физиократов все же предостерегал от ложного впечатления, «что благодаря всемирной конкуренции она стано­вится вредной... иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое мы уплачиваем им за оказан­ные нам услуги; таким образом, мы обогащаем этим вознаграж­дением прочие нации»22. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф.Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли»'как условие расширения торговли, изгнания монопо­лии и сокращения торговых издержек23.

Теория классов

В отличие от торговли промышленность Ф.Кенэ не считал бес­полезной. Но при этом он исходил из выдвинутого им же впервые положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. Так, Ф.Кенэ утверждал, что «нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного»24; к производительному клас­су относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граж­дан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.

Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя об­щество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые пред­ставители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выго­дой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуж­дает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хоро­шей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача до­ставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию»25.

Ф.Кенэ и его последователям принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обосно­вание положений о капитале. В этой связи К.Маркс писал: «Они (физиократы. — Я.Я.) в пределах буржуазного кругозора дали ана­лиз капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами со­временной политической экономии»26.

Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представля­ют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...»27. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение несколь­ких производственных циклов, представляют «первоначальные аван­сы» (по современной терминологии — основной капитал). Затра­ты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуще­ствляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терми­нологии — оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Он, кроме того, смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основ­ной капитал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: