Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов.
1 этап - античный. Он характерен следующими чертами:
· сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
· чередуются республиканские и монархические формы правления;
· существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
· экономическая деятельность - удел несвободных.
Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:
· руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
· регулирование отношений в сообществе свободных.
2 этап - средние века. Этот этап характеризуется следующим:
|
|
· сохраняется сильная монархическая власть;
· население - собственность монарха ("государевы люди");
· государство доминирует в обществе;
· формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).
3 этап - Новое время (с XVII-го в.). На этом этапе:
· на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;
· в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
· изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;
· формируется личность нового типа;
· образуется общество суверенного народа - противовес государству;
· образуются централизованные государства - метрополии. К этому времени относится появление теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства.
4 этап - современный. Этот этап характерен:
· расширением федеративных и конфедеративных процессов;
· углублением демократических процессов;
· стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
· распадом государств-метрополий и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
· распадом государственных объединений типа СССР, Югославия.
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:
1. Властные системы:
· органы законодательной власти;
|
|
· органы исполнительной власти;
· органы судебной власти.
2. Надзорно-контрольные органы:
· прокуратура;
· полиция;
· таможня служба, таможенные органы;
· налоговая инспекция и налоговая полиция;
· счетная палата;
· органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).
3. Органы защиты:
· вооруженные силы;
· национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;
· органы безопасности;
· пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.
Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства.
1. Политическая, которая включает:
· обеспечение политической стабильности;
· осуществление властных полномочий;
· выработка политического курса.
2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.
3. Правовая, которая включает:
· создание и установление правовых норм;
· обеспечение правопорядка;
· регулирование общественных отношений и поведения граждан;
· охрана общественного строя от экстремизма.
4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:
· исполнение решений;
· формирование государственного управленческого аппарата и его использование;
· контроль за исполнением законов;
· координация деятельности различных субъектов политической системы.
5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).
6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.
7. Идеологическая - распространение и/или поддержка официальных взглядов, создание пропагандистских органов и проведение политики в соответствии с концепциями, вырабатываемыми в рамках официальной идеологии.
Внешние функции государства.
1. Внешнеполитическая, которая включает:
· сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;
· обеспечение участия государства в международных организациях.
2. Внешнеэкономическая - заключается в стремлении государства, с одной стороны, обеспечить максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйственных субъектов за рубежом, а с другой стороны, учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается как путем односторонних мер (в частности, таможенного тарифного и нетарифного регулирования, привлечения иностранных товаропроизводителей и инвесторов либо, наоборот, протекционизма, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т. п.), так и в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе
3. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.
Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.