Статус мировых судей в российской судебной системе

Полномочия конституционных (уставных) судов Российской Федерации

Суды, относящиеся к судам субъектов Российской Федерации

Тема 11. Суды субъектов Российской Федерации.

Мосгорстат - ТО Федеральной службы государственной статистики по Москве

Петростат - ТО Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербург и Ленинградской области.

Белгородстат - ТО Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.

Магаданстат - ТО Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области и т. д..

В крупных городах, районах функционируют

Главное событие наступившего года - очередная Всероссийская перепись населения. Но результаты переписи, как бы ни были важны, не единственная информация, которую государство и граждане вправе ждать от статистики. А что, собственно, мы от нее ждем и что она нам может дать?

Российская газета: Александр Евгеньевич, отношение рядовых граждан к статданным неоднозначно. Скажите прямо: статистика - это наука или прислуга политиков?

Александр Суринов: Вопрос риторический. Бесспорно - наука. И, как любая наука, она служит всему обществу. Не прислуживает, а служит!

В обществе отношение к статистике развивается по спирали. Были огромная любовь и уважение в начале ХIХ века. Для обучения Александра I статистике был выписан профессор из Германии Карл Герман. И Александр I в благодарность создал в 1811 году первый официальный статистический орган. Было славное время, когда наше ведомство возглавил Семенов-Тян-Шанский, когда в огромной стране провели первую перепись населения, когда в Санкт-Петербурге собрался международный статистический институт - высший орган научной статистики.

Потом, при советской власти, статистику стали называть учетом. И подчеркивалось, что это не какой-то независимый орган, это орган, который должен участвовать в социалистическом строительстве. При этом Сталин в 1924 году заявил о том, что статистики наши хуже, чем буржуазные: у тех совесть есть, а наши все цифры меняют. Они-де должны, несмотря ни на что, правду говорить, потому что - как это без правды будем социализм строить?

У американцев статистике детей в школе учат и сдают экзамен. В Российской империи в начале ХХ века тоже была обязательная статистика в гимназиях. А потом все пошло вниз. С одной стороны, статистику возвели в ранг такой деятельности, без которой никуда. С другой, ее превратили, по сути дела, в учет. А это не одно и то же. И сейчас мы пытаемся возродить российскую статистику и как науку, и как практику.

РГ: Александр Евгеньевич, ваш предшественник Соколин, уходя, сказал, что в последнее время среди чиновников растет соблазн манипулировать официальными данными. По вашему мнению, действительно ли есть такой соблазн и такие попытки? И как вы им противостоите?

Суринов: Конечно, руководителям не нравится, если цифры не вписываются в некую концепцию, которая у них в голове, или не соответствует тем планам, которые они построили. Это очевидно. Наши территориальные органы испытывают определенное давление, потому что есть соответствующие указы президента, как оценивать деятельность исполнительных органов власти субъектов. И такие сигналы с мест идут.

На федеральном уровне тоже бывает недовольство, но чаще всего - скоростью предоставляемых нами данных и тем, что мы эти данные порой пересматриваем, дескать, вы же давали статистику, почему она сейчас другая? Стараемся объяснить, что первые данные - это скорее оценка и прогноз, а сейчас у нас цифры, основанные на более полной информации.

РГ: А вас может кто-то проверить?

Суринов: Департамент статистики МВФ. Это самая серьезная, самая грозная организация для всех национальных статистик стран - членов МВФ, потому что там работают профессионалы высочайшей квалификации.

Они периодически приезжают, смотрят, какие у нас методики, какие действуют регламенты. Делают замечания. Но серьезных претензий нет. Иногда мы сами провоцируем такие миссии из разных международных организаций. Это нормальные профессиональные взаимоотношения.

РГ: К вопросу о сроках: вы оснащены всем необходимым оборудованием? На дворе кризис - решения надо принимать быстро.

Суринов: Мы оснащены очень прилично. У нас больше одного компьютера на единицу персонала. В некоторых странах - полтора-два компьютера. То есть с этой точки зрения мы на очень хорошем уровне.

Можем ли мы давать информацию быстрее? Понимаете, статистика - это наука о фактах, которые уже свершились. Конечно, пользователи очень хотят знать сегодня о том, что произошло вчера. Но в такой большой стране, как наша, это пока невозможно.

Возьмем, к примеру, информацию о потребительских ценах. Мы делаем замер, обрабатываем его. Сбор информации завершаем 25 числа каждого месяца. На это у нас уходит 8 рабочих дней. Представьте наши масштабы: Чукотка, Калининград, Мурманск, Грозный, Москва и вся остальная Россия.

РГ: Вы же не на лошадях депеши везете...

Суринов: Конечно. И я без всякой иронии скажу, что мы - самая быстрая статслужба в мире с учетом такой территории. У нас есть специальные терминалы сбора данных, в которые вшита программа регистрации цен. Туда включены все наблюдаемые товары. Наши регистраторы ходят по магазинам, рынкам, все фиксируют. Потом это аккумулируется в компьютере территориального органа, потом приходит в Москву. Здесь идет проверка данных, обработка, анализ, и через 8 дней на столе у руководства - информация. Быстрее не бывает.

Наблюдение за ценами мы ведем в 264 городах по 460 наименованиям товаров и услуг.

РГ: Это много или мало?

Суринов: Это хорошая выборка. Американцы наблюдают 700 товаров и услуг. В некоторых странах наблюдают 300 наименований.

РГ: Для таких наблюдений у вас, видимо, есть опорный контингент респондентов? По какому принципу вы их отбираете? И как стимулируете, чтобы они с вами работали?

Суринов: Никак не стимулируем. Хотя наши территориальные органы часто ставят этот вопрос. В советское время люди, которые участвовали в этих обследованиях, получали из госбюджета 6 рублей в квартал - по 2 рубля в месяц. В 1991 году перестали стимулировать. Люди, конечно, не хотели участвовать, отказывались. Их убеждали. В конце 90-х стали стимулировать карточками на продукты, мыло и так далее. Сейчас нет ничего. Я вообще думаю, что стимулировать не нужно. Во-первых, потому, что нам никакого бюджета не хватит. А во-вторых, оценки в этом случае могут искажаться. Хотя символическое поощрение - калькулятор, ручка, блокнот, календарь - не помешает.

Мы не берем крайности - в наших обследованиях нет богатых, нет и бомжей. Это как бы середина общества, основной класс. При обследовании проблем занятости мы за год привлекаем 260 тысяч респондентов, по 64-65 тысяч в квартал. По семейным бюджетам - 49 тысяч в квартал. И обязательно идет ротация. Это ведь для респондентов достаточно тяжелая работа.

РГ: В последнее время вы оцениваете общую безработицу по методологии МОТ (Международной организации труда). А что это такое?

Суринов: Согласно критериям Международной организации труда безработным считается лицо в экономически активном возрасте. В России это 15 - 72 года. Эти люди не имеют работы на момент опроса, активно ее ищут (не только через службы занятости) и готовы приступить к работе немедленно.

РГ: А где вы находите этих людей? На улице?

Суринов: Нет, в домах, где эти люди живут. Приходим и спрашиваем: вы работу имеете? Готовы завтра приступить? Сколько вам лет? На конец 2009 года таких безработных оказалось чуть более 6 миллионов человек.

РГ: И не могли бы вы объяснить, почему летом прошлого года вам пришлось в некоторых регионах пересчитывать данные по общей безработице? Методология МОТ подкачала или ваши сотрудники?

Суринов: В то время мы оценивали общую безработицу поквартально. И у нас была такая гипотеза, что соотношение между безработицей, зарегистрированной в службе занятости, и общей безработицей одинаковое. Значит, берем цифру зарегистрированной безработицы и увеличиваем на квартальный коэффициент.

Начался кризис - соотношения полетели. В августе мы увеличили выборку по обследованию населения по проблемам занятости и на национальном уровне стали получать ежемесячные цифры, поэтому потом пришлось пересчить первоначальные данные.

РГ: Скажите, у вас есть закрытые статданные?

Суринов: Естественно, мы в том числе работаем с информацией, которая представляет собой государственную тайну. Потому что у нас казенные предприятия, они тоже создают добавленную стоимость, которая становится частью ВВП. И все, что связано с обработкой этой информации, закрыто.

Но самое главное - закрыто то, что связано с информацией о конкретном человеке, семье, предприятии. Это один из столпов современной статистики. В 1994 году Статистическая комиссия ООН приняла это решение, и Россия как постоянный член Статкомиссии ему подчиняется. У нас это и в законе о статистике есть.

РГ: В прошлом году Росрыболовство со ссылкой на Росстат дало цифры потребления рыбы в стране на уровне 18-19 килограммов. Годом раньше было 13 с небольшим килограммов. Говорят, что все дело в том, что вы поменяли методику подсчета потребления рыбы. Так ли это?

Суринов: Рыбная тема довольно специфическая. Мы ничего в методике не меняли. Главный источник - опросы населения в рамках изучения семейных бюджетов. Сейчас мы спрашиваем: сколько вы купили молока, рыбы и так далее в килограммах и рублях. Это, конечно, очень грубая оценка. Мы только подходим к проведению нормального, настоящего обследования потребления продуктов питания, когда мы сможем дать картину потребления не только с точки зрения объемов, но и качества рациона: сколько витаминов, микроэлементов и так далее.

Вообще обследование населения с точки зрения потребления продуктов питания сейчас для нас - одна из ключевых тем. Диетологи говорят, что в России смертность на 80 процентов определяется неправильным питанием, а мы по большому счету ничего об этом не знаем и не можем вооружить информацией ни врачей, ни тех, кто разрабатывает политику. У нас появилось много новых продуктов, а коэффициенты и методики мы используем еще из советских времен. Нужно проводить замеры, лабораторные исследования с подключением Института питания и других подобных структур.

Поэтому мы сейчас пытаемся доказать, что совершенно необходимо этим вопросом заниматься всерьез, для чего, конечно, нужны деньги. Понятно, что во время кризиса просить денег - дело почти безнадежное. Но мы все равно будем эту работу делать, пусть небольшими силами, потому что в конечном итоге эта статистика связана с проблемами здоровья нации.

РГ: Какие еще исследования вы планируете развивать в ближайшей перспективе?

Суринов: Надо обследовать доходы населения. Налоговые декларации у нас сдают далеко не все. В переписи населения вопроса о доходах тоже нет. Планируем обследование бюджета времени как характеристики уровня жизни.

Также начинаем подготовку к сплошному обследованию малого бизнеса, который у нас пройдет в начале 2011 года. Это тоже колоссальная работа, потому что некоторые рынки товаров - это только малый бизнес.

РГ: То есть практически это будет Всероссийская перепись малого бизнеса?

Суринов: Можно и так сказать. И затем будем готовиться к составлению таблиц "затраты-выпуск", в советское время это называлось межотраслевым балансом. А это уже другое качество национальных счетов, другое качество оценок ВВП. Здесь мы получаем инструмент, который позволяет нам более тонко мерить экономику. А минэкономразвития, минфин и исследователи получают инструмент для макроэкономического моделирования и прогнозирования.

РГ: Вы можете оценить долю теневой экономики и как она изменилась за период кризиса?

Суринов: По нашим оценкам, она стала расти, начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда. Я думаю, что примерно пятая часть экономики сейчас находится в тени.

Оценки теневой экономики (мы ее называем ненаблюдаемой экономикой) - не цель Росстата, но косвенный продукт наших макроэкономических расчетов. Мы должны оценить валовой внутренний продукт страны, потому что это самый главный измеритель величины национальной экономики. И для нас не важно, в тени производится добавленная стоимость или на свету, или в полутени. Надо все подсчитать.

Есть пять так называемых проблемных областей ненаблюдаемой экономики. Первая - это производство товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. Условно говоря, если у нас проституция запрещена, значит, это теневая экономика. В Германии разрешена, и, значит, это не теневая экономика. То же самое с наркотиками, торговлей оружием. Все страны мира декларируют, что запрещенное производство надо включать в оценки ВВП, но мало кто реально это делает, потому что нет надежных методов измерения. Мы тоже декларируем, но не включаем.

Вторая проблемная область - это так называемое скрытое производство, при котором скрываются его размеры, чтобы уйти или от налогов, или от исполнения, например, трудового законодательства. Здесь у нас оценки есть. Способов оценки много, не буду перечислять.

Еще есть так называемая неформальная деятельность. Это когда создаются предприятия, которые не регистрируются, но они и не должны регистрироваться. Например, репетиторство. Здесь у нас тоже ведутся обследования с помощью опросов населения, и наши цифры относительно надежны.

Четвертая зона - это личные подсобные хозяйства населения, плюс все, что производится внутри семьи для себя. Это не только производство продукции сельхозназначения, строительство для себя. И пятая зона связана со слабостью статистических наблюдений. То есть мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены. Со всеми проблемными зонами ненаблюдаемой экономики мы работаем. У нас есть подходы, как исправлять, как учитывать, кроме первой.

РГ: Учитывая уровень теневого бизнеса, вам сложно давать объективную экономическую статистику?

Суринов: Есть такая проблема. И она не российская. Эта проблема есть у статистиков всех стран мира.

РГ: Бизнес может отказаться давать вам информацию?

Суринов: Нет. Он будет оштрафован. Он должен дать ее по форме отчетности в положенные сроки. А вот что там внутри (я имею в виду, сколько в этой информации правды), здесь гарантий дать невозможно. В этом бессильны все статистики мира. У нас нет контрольной функции.

РГ: По сравнению с советским периодом объемы собираемой вами статистической информация уменьшились или наоборот?

Суринов: У нас резко увеличилось количество респондентов. В советское время такого количества предприятий и предпринимателей не было. Второе: сама статистика как наука, как практика развилась и плюс ко всему информационные технологии позволяют нам делать то, что раньше было невозможно. Мы очень много стали делать нового, но, к сожалению, некоторые вещи забыли. Пытаемся их возродить.

РГ: Александр Евгеньевич, недавно мы опубликовали информацию о десятке стран, больше всех заработавших на туризме в прошлом году. А когда попытались выяснить, где в этом рейтинге находится наша страна, ничего не получилось. Известно только, что 15 миллионов граждан выехали за пределы России с неизвестными целями. Там и туризм, и шопинг, и бизнес. Такая же ситуация и с въездом. Скажите, мы будем когда-нибудь туристов считать и сколько на этом страна зарабатывает или теряет?

Суринов: О количестве туристов нам в принципе известно. Во-первых, от пограничной службы о пересечении границы и целях приезда. Во-вторых, есть информация по регионам о коллективном размещении в гостиницах. Другое дело - нет единой международной методики счета. По некоторым методикам те, кто ездит в целях бизнеса, тоже считаются туристами, потому что оставляют деньги другой страны. Более сложная проблема - это вклад туризма в ВВП.

РГ: Скажите, какие цифры и какие события 2009 года для вас, как для статистика, самые важные и самые приятные были?

Суринов: Самое приятное в 2009 году было то, что в какой-то момент впервые за много лет у нас рождаемость превысила смертность. Пусть это был один месяц - август, но все равно психологически это очень важный момент.

Второе - тормознулась инфляция. В первые месяцы у нас был рывок, а потом мы попали в европейскую тенденцию и закончили год с вполне приличным показателем.

Из событий 2009 года, конечно, самое главное то, что принято непростое решение проводить перепись населения. Это, конечно, была большая радость для всех статистиков, демографов, социологов. И сейчас мы форсируем подготовку к переписи, потому что начинается она практически завтра - 1 апреля уже будем переписывать оленеводов на Ямале, которые традиционно в это время собираются в одном месте. Так что год у нас предстоит жаркий, и мы надеемся, что наше население нам поможет, приняв активное участие в переписи.

Динамика численности безработных

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5085 от 15 января 2010 г.

Учебные вопросы:

1. Суды, относящиеся к судам субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия конституционных (уставных) судов Российской Федерации.

3. Статус мировых судей в российской судебной системе.

4. Порядок образования и упразднения мировых судей.

5. Компетенция мировых судей.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

1) Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации. Он является аналогом Конституционного Суда РФ, но на уровне субъекта Российской Федерации.

Он рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того, он правомочен производить толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Порядок судопроизводства осуществляемого конституционным (уставным) судом устанавливается законом субъекта РФ.

Между тем одно из положений, составляющих данный порядок закреплено в ч.4 ст.27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Оно заключается в том, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2) Мировые судьи – являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 «О мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам устанавливается УПК и ГПК, КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что мировые судьи признаются судами субъекта Российской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ – суды субъектов федерации, являющиеся органами конституционного (уставного) контроля, самостоятельно и независимо осуществляющими судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства в конкретном субъекте РФ

Статья 27 Закона «О судебной системе РФ» устанавливает основы статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые могут создаваться субъектами РФ для рассмотрения вопросов о соответствии законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления этих субъектов их конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава) соответствующих субъектов РФ.

Конституционные и уставные суды, могут решать многие другие вопросы, находящиеся в компетенции субъекта Российской Федерации, в частности:

- разрешать споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также между ними и местным самоуправлением;

- осуществлять предварительный контроль за конституционностью заключаемых с участием органов государственной власти субъекта Российской Федерации договоров;

- проверять по жалобам граждан и запросам судов конституционность региональных законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле;

- осуществлять предварительный контроль за конституционностью законов или иных нормативных актов, выносимых на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Многие из перечисленных вопросов в отсутствие конституционных и уставных судов во многих субъектах Федерации остаются сейчас вне пределов конституционного контроля.

Следует отметить, что учреждение органа конституционного контроля в субъекте Федерации не является обязательным, органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно принимаю решение об образовании такого судебного органа. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном соответствующим законом субъекта РФ. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Порядок образования. Конституции, уставы и законы субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах, регламенты законодательных органов власти субъектов Федерации достаточно подробно регламентируют порядок образования судебных органов конституционного (уставного) контроля.

Они предусматривают нормы: о предварительном обсуждении представленных кандидатур комитетами законодательных органов субъектов Федерации; о назначении каждого судьи в индивидуальном порядке; о том, что решение по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов; о порядке приведения назначенного судьи к присяге.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет выделить три используемые модели образования конституционных (уставных) судов:

Первая модель предполагает, что все судьи конституционного (уставного) суда назначаются на должность законодательным органом субъекта Федерации по представлению его высшего должностного лица (президента, главы республики, губернатора, главы администрации края, области).

Вторая модель образования конституционного (уставного) суда субъекта Федерации предполагает, что судьи этого суда назначаются на должность законодательным органом власти по представлению не только высшего должностного лица субъекта Федерации, но и руководителя его законодательного органа или части депутатского корпуса.

Третья модель образования конституционного (уставного) суда субъекта Федерации предполагает назначение его судей законодательным органом власти по представлениям высшего должностного лица субъекта Федерации, руководителя его законодательного органа или установленной части депутатского корпуса и федерального суда общей юрисдикции субъекта Федерации или органа судейского сообщества.

Однако, во многих субъектах РФ вопрос об образовании органов конституционной юстиции не был поставлен и до настоящего времени остается открытым. Да и в тех субъектах, где положение о создании конституционных (уставных) судов закреплено в их конституциях и уставах либо, более того, уже приняты специальные законы о конституционных (уставных) судах, дальнейшая работа по их созданию практически не ведется.

Рассмотрение дел мировым судьей – наиболее доступный для граждан способ судебной защиты. По сравнению с федеральными судами производство у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

Мировые судьи – являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей определен ФЗ от 11.11.1998 г. «О мировых судьях в РФ», а также уголовно-процессуальным законодательством (ГПК, УПК, КоАП).

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: