Классификация тургентств
Классифицировать современные агентства можно по ряду признаков.
Прежде всего, в зависимости от степени зависимости от туроператора, агентства можно разделить на:
1. Независимые –продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размеры комиссионных) и т.д.;
2. Частично зависимые –связанные обязательством продавать туры определенного туроператора на конкретном направлении работы. К примеру, агентство предлагает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только от конкретного оператора;
3. Уполномоченные –предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами оператора на региональных рынках;
4. Ритейловые. Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименования, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейловым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). С каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется.
|
|
5. Франчайзинговые В отличие от ритейлинга, франчайзинговые взаимоотношения между туроператором и турагентом предполагают, в том числе, выплату отдельной платы (роялти) последнего за пользование торговой маркой (и даже капиталом) туроператора.
В зависимости от выполняемых агентствами функций можно выделить:
1. Агентства-имитаторы, продающие туристам турпродукт, полностью приобретенный у туроператора;
2. Агентства-новаторы, комплектующие покупаемый у туроператора турпродукт рядом дополнительных услуг, делая в результате тур более адаптированным к особенностям регионального туристского рынка (например, агенты, организующие дополнительные трансферы, визовую поддержку, страхование туристов);
3. Агентства-разработчики, занимающиеся формированием туров из отдельных туристских услуг, приобретаемых у различных туроператоров.
|
|
По объему выполняемой работы и по формам сотрудничества агентства и оператора можно выделить:
1. Агентства, работающие по безрисковым схемам – то есть бронирующие туры у туроператора только при наличии реального клиента (обычно внесшего определенную предоплату). Данная форма сотрудничества агента и оператора носит наименее рисковый характер для агентства, хотя и размеры комиссионного вознаграждения агента стандартны. Кроме того, предпочитающие не рисковать агентства с большой вероятностью не смогут обслуживать большое количество клиентов, особенно в пиковые даты (по причине того, что в момент появления реальных клиентов может просто не остаться свободных мест в предлагаемых оператором турах);
2. Агентства, работающие по рисковым схемам – предполагают в своей работе возможность покупки или безотзывного бронирования блоков мест в турах, предлагаемых оператором, с целью гарантированного расселения будущих клиентов агентства. Это означает, что, имея собственный блок мест на организуемых туроператором турпоездках, агент получает возможность отправить в поездку всех своих клиентов без предварительного согласования наличия мест у туроператора. Это не только упрощает текущую работу агентства, но и может быть материально более выгодным, чем работа по разовым заявкам, поскольку любой туроператор даст увеличенную комиссию своим «оптовым» агентам. С другой стороны, агентство может идти на рискованные формы сотрудничества с оператором только в случаях, когда его менеджмент максимально уверен в полной реализации забронированного количества мест в туре оператора.
Основные отличительные черты туристского агентства и туроператора можно привести в таблице
Вид работы | Разрешено для турагентов | Запрещено для турагентов |
Отношения с туроператорами | 1. Продвижение и розничная продажа турпродукта 2. Доукомплектование турпродукта розничными услугами поставщиков 3. Формирование турпродукта из отдельных частей поставляемых разными туроператорами 4. Бронирование определенного количества турпродукта по рисковым схемам | 1. «Разбивать» туристский продукт туроператора для дальнейшей реализации клиентам |
Отношения с клиентами | 1. Розничная продажа туристского продукта 2. Наценка турпродукта туроператора | 1.Оптовая продажа турпродукта |
Отношения с гостиницами | 1. Розничное (агентское) бронирование и продажа номеров клиентам | 1. Рисковые схемы (блоки мест, аренда и т.д.) |
Отношения с авиакомпаниями | 1. Розничные бронирования и продажа авиабилетов на регулярные авиалинии | 1. Рисковые схемы сотрудничества (чартерные операции) 2. Покупка блока мест на регулярных авиалиниях |
Отношения с РЖД | 1. Приобретение железнодорожных билетов через уполномоченные кассы в розницу | 1. Рисковые схемы сотрудничества (прицепные вагоны, туристские поезда) |
Отношения с АТП | 1.Приобретение билетов на регулярные автобусные рейсы | 1. Аренда автобусов |
Туристские формальности | 1. Посредничество в передаче документов от туристов аккредитованным в консульствах иностранных государств туроператорам 2. Сотрудничество со страховыми компаниями в сфере выписки и выдачи туристам страховых полисов | 1. Посредничество в вопросах открытия виз (кроме как при продаже тура), оформление заграндокументов РФ 2. Получение референс-номера и содействие получению российской туристской визы иностранными гражданами |
Документация | 1. Работа по агентскому договору с туроператорами и поставщиками | 1.Работа по договору купли-продажи с поставщиками |
План изучения темы
1. Виды и средства перевозок в туризме и их характеристики