Правовая система и система права

Три вида функций права.

Функции права.

Функции права – это реализация социальных назначений права, правовое воздействие на общественные отношения, способы и пути такого воздействия.

Признаки – особенности функций права.

1. проявление сущности права: социальное, классовое или гуманистическое.

2. функции права – социальное явление реализации интереса.

3. функции права выражают главные черты права (позитивного), направленная на осуществление задач, стоящих перед правом на определенном этапе развития общества.

1. Внешние функции (общесоциальные)

- политическая

- экономическая

2 Внутренние

- воспитательные

- культурно – историческая

- социального контроля

- информационного регулирования

- коммуникативная

3. не основные (дополнительные)

- компенсационная

- ограничительная

- восстановительная

Внешние функции находятся за пределом права и неразрывно связанные с моралью (нравственностью); характеризуют право как социальный регулятор

Внутренние функции – это способы юридического воздействия на поведение людей и, следовательно, общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Регулятивная функция – основная функция современного права, направленная на упорядочивание общественных отношений, на установление правил поведения людей, не связанным с правонарушением.

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и общественно – опасных вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности, обеспечение охраны законностей.

Динамическая функция – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав либо исполнение позитивных обязанностей.

Статические функции – закрепление общественных связей и порядка.

Дополнительные функции:

Компенсационная функция заключается в компенсации ущерба или вреда, причиненные незаконными действиями.

Ограничительная функция состоит в ограничении некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права или прежнего правового положения, или на возврат незаконно отобранного имущества, или на восстановление на работе.

Правовая система понимается наукой о государстве и праве (структура, элементы, связи), регулируется правом.

Система права – система (структура, элементы, связи) самого права.

Правовая система определяется видом элементов (правовых норм), регулирующих определенные виды права отношений; отр-ли материального права, отр – ли процессуального права. отр – ли матер. права (требования и непосредственно правоотношения, гражданское, налоговое, уголовное право). Процессуальное право (посредник в виде арбитра в судебной инстанции).

Система права – объективная, но обусловленная системой общественных отношений, многоуровневые внутреннее строение национального права, заключающееся в разделение единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определённой части, называемыми отраслями, подотраслями и институтами права.

Система права – внутреннее строение (структура права), отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Система права подразделяется на 4 вида систем:

1. кодификационная – романогерманское право, специальные правовые акты – кодексы, на основе которых издаются законы.

2. англо – саксонская (прецендентское право). Прецендент – раз установлено судом не требует доказательства.

3. религиозно – масульманская – основана на Коране (обычаях масульман) смешение прецендентного права с местными правами и обычаями.

Суверинитет.

- внутренний

- внешний

Суверинитет – недопущение вмешательства во внутренние дела государства со стороны других государств (внешний суверинитет), со стороны федеральных органов государственной власти в дела субъекта РФ или муниципальных образований с превышением полномочий или без полномочий, указом конституции РФ (внутренний суверинитет).

Норма права – форма определения и закрепления прав и обязанностей.

Правовая норма – исходный элемент, первичная «клеточка» права, как система. В правовой норме содержится основные признаки, присущие праву в целом, поэтому именно в правовой норме выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Правовая норма утверждаются (санкционируется) государством, формализуется в нормативных актах, как источниках права, обязательных для исполнения и обеспечивается принудительной силой государства. Все установления, дозволения, запреты закрепляются в правовой норме.

Норма права отличается от других норм морали, этики, поведения следующими признаками:

1. общеобязательность для всех субъектов правоотношений.

2. формальная определенность, понимается двояко:

а) по определенному источнику (закон, кодекс, конституция), проходит соответствующую процедуру закрепления и легитимизации.

б)чёткое полное всестороннее, имеющее всестороннюю корму закрепления в норме права конституционно правового смысла (дух закона).

Легитимность – осознание и признание обществом и каждым человеком правовых установлений.

3. обеспечиваемость государственным принуждением (возможность применения)

4. определённый механизм реализации, который неразрывно связан с принципами регулирования (общедозволительный и общезакрепительный)

Структура нормы права.

· гипотеза (предположение)

· диспозиция (нахождение субъекта в определённых объективных обстоятельств) – фактическое нахождение

· санкции (обеспечивает принуждение)

Если … - то… иначе…

Механизмы правового регулирования:

1. общего дозволения – в праве свободно распоряжаться

2. общего запрета

3. обвязывание позитивного.

Классификация норм:

по отраслям права:

· материального права, то есть нормы, регулирующие непосредственно отношения между субъектами права; нормы материального права неразрывно связаны правоотношений (уголовное, гражданское, налоговое, трудовое)

· процессуальное права характеризуются наличием посредника в виде специально уполномоченного государственного органа (суд)(гражданско-процессуальное, уголовное, арбитражно-процессуальное).

· административное судопроизводство. Разделение на материальное и процессуальное право – характер регулирования.

по степени определённости гипотезы:

· абсолютная определённость

· относительная гипотеза

по степени определённости диспозиции:

· абсолютная

· относительная

· бланкетная (отсылочная)

по степени определённости санкции:

· абсолютная

· относительная

· кумулятивная

по действию, по лицам:

· общие

· специальные

· исключительные

· субъективные

по характеру правил поведения:

· управомачивающие (дозволяющие)

· обязывающие

· запрещающие

по степени обязательности:

· безусловная(обязательная)

· диспозитивные (возможные, выбранные)

Таким образом, исходя из этой классификации, можно сделать вывод: норма права, выступая как мера свободы, фактически регулирует должное или возможное поведение; критерием такого поведения в свою очередь выступает мера добра и справедливости.

В зависимости от сферы деятельности людей и институтов власти правовые нормы подразделяются на отрасли. Отрасли права – это совокупность правовых норм, регулирующих сходные правоотношения и закрепленные в отраслевых источниках права (кодексы, законы).

Отрасль права – наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые принципы, нормы права, регулирующее определённую, качественно обособленную сферу общественных отношений с помощью механизмов и методов правового регулирования с учётом специфики общественных отношений.

Отрасли права делятся на:

- материальные отрасли

- процессуальные отрасли.

Материальные отрасли права – регулируют общественные отношения в определенной сфере деятельности человека и направленная на непосредственное регулирование этих отношений.

Процессуальные отрасли права регулируют правоотношения, направленные на защиту прав и свобод лиц, связанных или потенциально могущие быть связанными в материальных отраслях права.

Правотворчество и правоприменение.

Норма права – это не констатация фактов, не отражение действительности, не рекомендация, это государственное веление, имеющая категоричный характер, предписание как люди должны или могут вести себя в конкретной ситуации.

Правотворчество – процесс, состоящий и регулирующий стадии применения и вступления в законную силу законодательных и иных правовых нормативных актов, судебных решений (конституционного суда).

Законодательные акты имеют следующие стадии принятия:

1. разработка концепции (осуществляется в институтах, в вузах на соответствующих кафедрах, представляется в правительство, президиум, Госдуму)

2. на основании концепции по решению правительства, Госдумы разрабатывается проект закона

3. проект закона рассматривается правительством и президентом (прваовым управлением администрации президента, в Госдуме – советом Госдумы)

4. проект закона направляется правительством, президентом, советом Госдумы наи рассмотрение в первом чтении в думу; дальше совет думы направляет проект закона в профильные комитеты и комиссии, которые дают своё заключение; к проекту прилагается пояснительная записка: если проект требует дополнительного финансового заключения, где бы он ни был приготовлен, требуентся обязательное заключение на проект Минфина; если прект закона затрагивает права и свободы человека, то он направляется в общественную палату – заключение палаты носит рекомендательный характер, но оглашение заключения общественной палаты при рассмотрении проекта в первом чтении считаетсч обязательным. Представители общественной палаты имеют право выступит на совете Госдумы и обосновать решение.

5. принятие закона в первом чтении – закон принят концептуально, структурно, идея закона одобряется. Внесения поправок допускается, но не затрагивает суть закона (смысл).

6. второе чтение – закон принимается вцелом, изменения возможны только синтаксические, орфографические, то есть редакционные поправки, не затрагивающие структуры закона.

7. третье чтение – принятие закона в окончательной редакции

8. направление закона в совет федерации или президенту РФ(если не требуется заключение совета федерации.

9. Совет федерации либо одобряет закон, либо нет; во втором случае он обязан создать согласительную комиссию с участием представителей Госдумы, совета федерации, администрации президента РФ.

10. закон направляется президенту, который обязан либо подписать закон в течение 10 дней, либо наложить вето на закон. Вето (запрет) может быть преодолено 2/3 голосов общего количества членов Госдумы. Если закон конституционный – ¾ голосов.

11. После этого закон опубликовывается и вступает в законную силу.

12. Если в законе нет отметки о публикации, то он вступает в силу по истечение 7дневного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: