Если А есть В, то С есть К

М есть Р

К есть М

 
 


К есть Р.

«М есть Р» называется большей посылкой, «К есть М» называется меньшей посылкой, а «К есть Р» называется выводом.

Встречаются также условные силлогизмы, т.е. силлогизмы которые строятся по схеме

А есть В

 
 


С есть К.

Покажем на примерах как в доказательствах можно явно выделять силлогизмы.

ТЕОРЕМА. Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то такой четырехугольник является параллелограммом.

Доказательство. Проведем диагональ АС.

1-й силлогизм.

(Большая посылка) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам второго треугольника, то такие треугольники равны.

(Меньшая посылка) АС - общая сторона треугольников АВС и СДА; АВ=СД, ВС=ДА (по условию).

(Вывод) DАВС=DСДА.

2-й силлогизм.

(Б.п.) В равных треугольниках равны соответствующие углы.

(М.п.) Ð1 и Ð3 - соответствующие; Ð2 и Ð4 - соответствующие в равных треугольниках АВС и СДА.

(Вывод) Ð1 = Ð3, Ð2 = Ð4.

3-й силлогизм.

(Б.п.) Если при пересечении двух прямых третьей внутренние накрест лежащие углы равны, то эти две прямые параллельны.

(М.п.) Ð1 и Ð3 - равные и накрест лежащие при прямых АВ и СД, пересеченных прямой АС; Ð2 и Ð4 равные и накрест лежащие при прямых СВ и АД, пересеченных прямой АС.

(Вывод) АВêêСД и ВСêêАД.

4-й силлогизм.

(Б.п.) Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется параллелограммом.

(М.п.) В четырехугольнике АВСД АВêêСД и ВСêêАД.

(Вывод) АВСД - параллелограмм.

Упражнение. Проведите доказательство следующей теоремы с использованием силлогизмов. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

В качестве большей посылки силлогизма могут выступать ранее доказанные теоремы их следствия, аксиомы, а также определения. Меньшая посылка может включать в себя часть условия доказываемой теоремы или следствие, полученное из условия в предшествующих силлогизмах этого же доказательства.

В школьных учебниках по математике доказательства теорем не разбиты на силлогизмы. Учителю по возможности необходимо проводить работу со школьниками, направленную на преобразование книжных доказательств. Такая работа будет способствовать эффективному повторению, глубокому и прочному усвоению учебного материала, а также развитию творческого мышления.

В основе метода математической индукции лежит аксиома индукции - одна из аксиом натуральных чисел.

Данный метод формулируется следующим образом:

Если некоторое предложение Р(к), зависящее от натурального переменного числа к,

1) верно при к = 1,

2) из того, что оно верно при к = n, следует, что оно верно и при следующем к = n + 1,

то предложение Р(к) верно для любого натурального числа к.

Доказательство методом математической индукции обязательно должно содержать две части:

а) проверку истинности предложения Р(1);

б) доказательство импликации Р(к)ÞР(к+1).

По ныне действующей программе метод математической индукции изучается в классах с углубленным изучением математики (либо в 8-м, либо в 10-м). Этот метод является трудным и непривычным даже для старшеклассников, а потому его усвоению необходимо уделить достаточно внимания путем разбора и решения большого количества разнообразных задач и разъяснением необходимости именно одновременного выполнения пунктов а) и б).

Для этого необходимо рассмотреть ряд примеров, когда индукция является неполной. Например, формула ¦(к) = 2к2 + 29 дает 28 простых чисел при первых 28 значениях к. Здесь пункт а) выполнен, а вот пункт б) не справедлив, так как уже при к = 29 получаем составное число 29×59.

Метод математической индукции широко применяется как в алгебре, так и в геометрии. В алгебре он используется для доказательства

1) равенств;

2) неравенств;

3) делимости чисел;

4) различных формул.

Рассмотрим примеры для каждого из этих случаев.

ПРИМЕР 1. Докажите, что

(1)

Доказательство. Проверим наше равенство при n=1. Имеем

.

Получаем, что при n=1 равенство (1) верно.

Предположим, что (1) верно при n=k и докажем его при n = k + 1.

Имеем

Используя метод математической индукции, получаем, что равенство (1) верно для всех натуральных n.

ПРИМЕР 2. Пусть х1, х2, …, хn - произвольные положительные числа, причем х1х2×××хn=1. Доказать, что

х12+…+хn³n.

Доказательство. Если n=1, то по условию х1=1 и, следовательно, можно написать х1³1, т.е. для n=1 неравенство верно.

Предположим, что для n=k утверждение верно. Пусть х1, х2, …, хk, хk+1 - произвольные положительные числа и х1х2×××хkxk+1=1. Могут представиться два случая: либо все эти числа равны 1, и тогда их сумма равна k+1, либо среди этих чисел есть хотя бы одно число, не равное 1, и тогда обязательно есть, по крайней мере, еще одно число, не равное 1, причем, если одно из них меньше 1, то второе обязательно больше 1. Не ограничивая общности, можно считать, что xk>1, а xk+1<1. Рассмотрим теперь к чисел

х1, х2, …, хk-1, (xkxk+1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: