Движение летательного аппарата рассматривается как движение материальной точки, масса которой равна массе летательного аппарата и к которой приложены сила тяжести, сила тяги двигателя и аэродинамические силы.
Ограничения по применению программного комплекса следующие:
1 Планер описывается линейными аэродинамическими коэффициентами.
2 Допускается не более 10 переключений (смен формы планера) в процессе полета.
3 Максимальное количество двигателей равно 2 (стартовый и маршевый).
4 Время начала работы маршевого двигателя должно быть не менее времени окончания работы стартового двигателя.
5 Момент отделения стартового двигателя по времени совпадает с моментом окончания его работы.
6 Диапазон высот полета от 0 до 80 км.
Движение летательного аппарата в вертикальной плоскости описывается следующей системой дифференциальных уравнений:
Определение текущего значения силы тяги и секундного весового расхода двигателей производится методом линейной интерполяции таблично заданных функций:
|
|
F = F (t);
Если функции секундного весового расхода не заданы, но заданы единичные импульсы двигателей, то перед интерполяцией производится их определение по формулам:
Исходными данными для расчета текущего положения центра тяжести и экваториального момента инерции на текущий момент времени служат зависимости веса аппарата, положения центра тяжести и момента инерции от времени, рассчитанные для варианта с несброшенным головным обтекателем.
Методом линейной интерполяции таблично заданных функций определяются характеристики аппарата на текущий момент времени.
Определение текущих значений параметров планера производится в два этапа. На первом этапе производится линейная интерполяция таблично заданных функций с учетом переключения аэродинамических характеристик в процессе полета. Далее производится пересчет аэродинамических характеристик на текущее положение центра тяжести по формулам:
Расчет балансировочного угла атаки и динамических коэффициентов производится по формулам:
Расчет текущих значений угла отклонения органов управления d производится с учетом текущего участка закона управления:
Движение по дуге окружности радиуса R
Движение с постоянным углом отклонения рулей:
d=const
Движение с постоянным углом наклона траектории:
Движение с заданной перегрузкой n:
Движение с переменным по времени углом отклонения рулей:
В этом случае текущее значение угла отклонения рулей определяется методом линейной интерполяции таблично заданной функции d=d (t).
Расчет текущего значения угла атаки и коэффициента лобового сопротивления аппарата определяется по формуле:
|
|
Моделирование баллистических и динамических характеристик ракеты проводится в диалоговом режиме на ПВЭМ с использованием программы TRK.EXE.
На запрос с экрана ПЭВМ последовательно производятся:
1 Загрузка данных.
2 Создание и загрузка копии данных (если это необходимо).
3 Работа с выбранной темой.
Режим работы с моделью:
Ввод параметров планера.
Ввод переключений АБХ.
Ввод параметров двигателя.
Ввод МЦХ.
Ввод начальных условий.
Формирование закона управления.
Контроль закона управления.
Установка режима расчета.
Расчет траектории.
Выход.
Начальные условия для расчета:
Температура воздуха.
Атмосферное давление.
Максимальных угол отклонения рулей.
Начальное время.
Начальная скорость.
Координаты точки старта.
Длина контейнера.
Шаг интегрирования.
Формирование закона управления:
Угол наклона траектории.
Число участков.
Закон управления.
Критерий окончания.
Контроль закона управления:
Проверяются введенные данные (число участков, закон, критерий, угол наклона траектории).
Установка режима расчета:
Устанавливается режим расчета (с углом пеленга или без него).
Расчет траектории:
Производится расчет.
Устанавливается шаг вывода результатов на экран.
Результаты проектирования заносятся в текстовый файл TRK.REZ и выводятся на экран в виде таблицы вида:
T, c | V, м/с | X, м | Y, м | ABAL, град | Nр, ед. g | Fc, Гц | DELT, град | ALFA, град | TET, град |
Полученные данные отображаются в графическом виде на экране дисплея и могут быть выведены на бумагу.
При определенных условиях (с целью ускорения выбора параметров ракеты) некоторые шаги расчета могут быть пропущены.
Например, допущение о незначительном влиянии геометрии несущих поверхностей на масс-центровочные характеристики ракеты позволяет осуществить выбор их формы и размеров исходя из требований по частотам и перегрузкам в заданной точке траектории с помощью программы оптимизации (смотри руководство по эксплуатации программы СХ.EXE). Однако далее необходимо выполнить поверочный расчет, начиная с компоновки и кончая моделированием траектории полета.
Для исследования влияния момента включения двигателя на баллистические характеристики достаточно воспользоваться только программой TRK.TXE, не забывая при корректировке времени задержки включения двигателя корректировать аргумент (время) в таблицах масс-центровочных характеристик.
Анализирует результаты расчета. Если они его удовлетворяют, то формирует выходной документ, используя текстовый редактор Word. При неудовлетворительном результате корректирует исходные данные и повторяет цикл расчетов.
Конструктор описывает изделие, может наблюдать схематичные результаты описания модели, происходящие с моделью процессы, а также результаты расчетов различных характеристик модели УР в виде таблиц, отчетов и графиков.