Виды правотворчества
Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации:
1) по форме правотворчество подразделяется на:
- принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество);
- принятие нормативных правовых актов непосредственно народом путем референдума;
- заключение соглашений, конвенций, международных договоров, содержащих нормы права;
2) по субъектам правотворчества выделяется:
- законотворчество (правотворчество парламента);
- правотворчество президента;
- правотворчество правительства;
- правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов);
- правотворчество местных органов управления и самоуправления;
3) по способам правотворчества:
- нормотворчество (нормоустановление) – непосредственная разработка и принятие нормы права компетентным государственным органом;
- санкционирование – придание компетентным государственным органом решению негосударственной организации характеристик нормативного правового акта;
- делегирование наделение компетентным государственным органом другого государственного органа рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права);
- создание правовых (судебных) прецедентов – осуществление правотворчества высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;
- заключение нормативных договоров – создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.
Термин «законодательство» может употребляться в широком и узком смыслах.
|
|
Под законодательством в узком смысле понимают процесс издания законов государства (законотворчество), а также совокупность самих законов.
В широком смысле под законодательством понимается вся совокупность, система нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих в государстве и регулирующих общественные отношения.
В Республике Беларусь законодательство раскрывается в широком смысле. При этом под системой нормативных правовых актов понимается взаимно согласованная, иерархически определенная совокупность всех нормативных правовых актов государства.
Чтобы совокупность нормативных правовых актов предстала перед нами в виде законодательства, необходимо выполнение следующих требований:
1) соответствие ее принципам правотворчества, перечисленным выше;
2) согласованность нормативных правовых актов с другими нормативными правовыми актами;
|
|
3) принятие нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;
4) принятие нормативного правового акта в порядке и по форме, установленным законодательством;
5) соответствие нормативного правового акта юридической технике.
Юридическая техника – это система правил подготовки проектов нормативных правовых актов. В более развернутом виде юридическая техника представляет собой совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативного правового содержания в форме текста правового акта.
Юридическая техника предъявляет следующие требования к правотворчеству (изданию нормативного правового акта):
1) логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;
2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также по отношению к другим актам;
3) максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
4) ясность и доступность языка нормативного правового акта;
5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в акте;
6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу.
При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются наиболее общие положения, а затем более конкретные. Следует избегать чрезмерного обобщения, так и чрезмерного детализирования формулировок. Название акта, разделов, глав и статей должно быть лаконичным, четко сформулированным и отражать их основное содержание. Нормы должны быть лаконичными, преимущественно утвердительными и в настоящем времени.
Изменения и дополнения в нормативный правовой акт оформляются в виде новой редакции, если количество вносимых изменений и дополнений составляет более половины текста акта, либо если внесение отдельных изменений и дополнений технически сложно для изложения и восприятия. В остальных случаях вносятся уточнения путем исключения, дополнения или замены отдельных слов, фраз и т.д.
Язык нормативного правового акта.
Текст нормативного правового акта должен излагаться лаконичным, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Терминология акта должна формироваться с использованием общепонятных слов и словосочетаний. Одни и те же термины должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.
Специальные обозначения используются в акте только в том значении, в каком они употребляются в соответствующей специальной области.
В тексте акта не допускается употребление:
- просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
- в одном и том же смысле различных понятий и терминов;
- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в государственном языке;
- нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний, призывов;
- аббревиатур, кроме общеизвестных;
- ненормативный лексики.