Многозадачность в Windows.
MSDN: Platform SDK documentation/base services/dll processes and threads
В Windows имеется 2 способа использования многозадачности: многозадачность на уровне процессов и на уровне потоков.
Если требуется изоляция адресного пространства и ресурсов, используется многозадачность на уровне процессов.
Пример: системные службы Windows – автономные процессы. Крах системной службы не приводит к краху других процессов.
Процесс может использовать несколько нитей для выполнения следующих задач:
1. управление вводом из нескольких окон (IE, который для каждой папки создаёт отдельный поток);
2. управление вводом из нескольких коммуникационных устройств (например, сервер, обслуживающий подключенных клиентов отдельными потоками);
3. различение задач различного приоритета (например, выполнение критичных по времени задач высокоприоритетным потоком);
4. сохранение интерактивности приложения при выполнении фоновой задачи.
Реализация многозадачности с использованием одного процесса и нескольких потоков предпочтительна по следующим соображениям:
|
|
- более быстрое переключение контекста между нитями одного процесса;
- нити одного процесса разделяют глобальные переменные;
- нити одного процесса разделяют описатели системных ресурсов HANDLE (в Windows).
Win32API обеспечивает альтернативные нитям методы многозадачности:
· асинхронный ввод/вывод;
· порты завершения ввода/вывода (I/O Completion Port);
· асинхронный вызовы процедур (APC);
· возможность ожидать множества коммуникационных событий с использованием WaitForMultipeObjects().
Данные способы более быстрые, чем использование нескольких нитей, каждой ожидающей своего события с WaitForSingleObject().
Рекомендации по многозадачности: использовать как можно меньше потоков для одного приложения, т.к. требуются ресурсы для хранения контекста потока, для отслеживания нескольких активных потоков и, обычно, более сложная синхронизация.
Планировщик Windows
В документации MSDN не описывается конкретный алгоритм планирования, он может изменяться в разных версиях ОС. Основными средствами, влияющими на алгоритм планирования в API, является класс и уровень приоритета (Class и Level).
Класс указывается при создании процесса (используется функция CreateProcess()). Существует 6 классов приоритета:
· IDLE_PRIORITY_CLASS – самый низкий уровень приоритета, его имеют хранители экрана, средства сбора диагностики.
· BELOW_NORMAL_ PRIORITY_CLASS
· NORMAL_ PRIORITY_CLASS – приоритет по умолчанию.
· ABOVE_NORMAL_ PRIORITY_CLASS – приоритет по умолчанию.
· HIGH_PRIORITY_CLASS – приоритет, непосредственно работающий с оборудованием.
· REALTIME_PRIORITY_CLASS – более приоритетен, чем многие системные потоки, работает с диском, клавиатурой и мышью.
|
|
Класс приоритета определяется и задается с помощью функций GetPriorityClass() и SetPriorityClass().
Типичному процессу нужно гарантировать непрерывное выполнение некоторой операции, для этого кратковременно приоритет повышается, затем понижается.
Внутри процесса устанавливаются относительные приоритеты для нитей (уровни приоритета, levels):
· THREAD_PRIORITY_IDLE
· THREAD_PRIORITY_LOWEST
· THREAD_PRIORITY_BELOW_NORMAL
· THREAD_PRIORITY_NORMAL
· THREAD_PRIORITY_ABOVE _NORMAL
· THREAD_PRIORITY_HIGHEST
· THREAD_PRIORITY_TIME_CRITICAL
Уровень приоритета нити определяется и задается с помощью функций GetThreadPriority() и SetThreadPriority().
Всем нитям по умолчанию назначается нормальный уровень приоритета.
Если возникает необходимость задать уровень приоритета при создании нити, то последовательность действий:
CreateThread(CREATE_SUSPE NDED)
SetThreadPriority(…)
ResumeThread(…)
Диспетчер системы планирует нити и ничего не знает о процессах, поэтому класс приоритета и уровень комбинируется в базовый приоритет. Windows использует 32 базовых приоритета (от 0 до 31).
Переключение контекста.
Windows использует следующую последовательность шагов:
- сохранить контекст только что завершившегося потока;
- поместить этот поток в очередь соответствующего приоритета;
- найти очередь наибольшего приоритета, содержащую готовые потоки;
- удалить дескриптор потока из головы этой очереди, загрузить контекст, приступить к исполнению.
Структуры данных планировщика:
Потоки, не являющиеся готовыми:
- потоки, созданные флагом SUSPENDED;
- остановленные командой SuspendThread();
- ожидающие события синхронизации (WaitFor…Object) или ввод/вывод.
Причины вытеснения текущего потока:
- истёк квант времени;
- появился более приоритетный готовый поток;
- ожидание события или ввод/вывод.
Динамический приоритет используется для продвижения потоков при наличии более приоритетных.
Windows кратковременно повышает приоритеты простаивающих готовых потоков.(Priority Boost) в случае, когда:
- процесс, содержащий поток, переходит на передний план.
- окно процесса получает событие от мыши и клавиатуры
- наступило событие, которое ожидал поток или завершился ввод/вывод.
Также Windows может увеличить квант времени потока.
В любом случае динамический приоритет не может быть меньше базового приоритета. По истечению каждого кванта динамический приоритет уменьшается на 1 до тех пор, пока не достигнет базового приоритета.
Priority Boost получают потоки с базовым приоритетом, не превышающим 15.